"Правильное решение мне подсказала вода"
— "Пионер Алтая" для меня — неотъемлемая часть детства, хоть я на нем ни разу тогда не катался. Но хорошо помню, как он причаливал и отчаливал от пристани возле моего дома. А потом я наблюдал печальное зрелище, как он, разрушающийся, стоял у турбазы "Золотое озеро". В 2009 году собственник готов был разрезать его на металл, и тогда я решил, что нужно спасать теплоход, и выкупил его.
Изначально я не планировал ставить судно на ход. Хотел установить его на бетонный постамент и открыть в нем музей Телецкого озера: с детства я занимался краеведением и у меня есть много интересного материала.
За работу принялись в августе 2009 года. Потом знакомый повар подсказал идею: "Неплохо было бы организовать здесь ресторан". В итоге мы сделали косметический ремонт, вернули теплоходу тот же внешний вид, что был знаком пассажирам советской эпохи, и на следующий год открыли на "Пионере" ресторан и музей с кинозалом. В таком качестве теплоход проработал два сезона.
— В каком он был состоянии, когда вы его купили?
— По сути, от теплохода сохранился только ободранный ржавый корпус. Но когда мы разобрали палубы, увидели, что дно в нормальном состоянии.
— Тогда вы решили поставить его на ход?
— Не совсем. Это решение мне подсказала... вода. Во время наводнения 2010 года "Пионер" поднялся со стапелей и стал покачивать на волнах. И люди спрашивали: когда, дескать, пойдет? Тогда-то я и задумался о замене корпуса. Поехал в Новосибирск, в Западно-Сибирский филиал Российского речного регистра к Владимиру Алексеевичу Макарову.
Показываю ему фотографии отреставрированного "Пионера", говорю: "Хочу восстановить “Пионер Алтая” как теплоход. Что для этого нужно?" А он: "Представляешь, сколько нужно вложить? Я был там три года назад, от него почти ничего не осталось". Он даже не поверил, что я ему дал снимки наших дней. Приехал он к нам с коллегами, они посмотрели, удивились. Но главное, увидели мои серьезные намерения. Сказали: "Если пойдешь “по букварю”, через проект, под надзором специалистов, тогда действуй". Я так и поступил. Когда проект был готов, стало понятно, что работы обойдутся намного дороже, чем я ожидал. Но от своей мечты не отступил.
Факт
Иван Южаков — единственный в Сибири, кто с советских времен восстановил теплоход.
Труд и удача
— Легко ли было организовать реставрацию? Где вы искали необходимое оборудование и специалистов?
— Узлы и агрегаты приходилось выписывать отовсюду — от Западной Европы до Приморья. Генераторы — итальянские, насосы — немецкие, двигатели — хабаровские. Много комплектующих получили из Белоруссии. Брашпиль (палубный механизм лебедочного типа. — Прим. altapress.ru) один-единственный нашли на ремонтной базе в Новосибирске. Многие вещи достали буквально чудом — благо флотский мир тесен, все друг друга знают. Всегда находился кто-то, кто знал того, кто когда-то очень давно прибрал и сохранил нужную тебе вещь.
В поисках помогали как специалисты регистра, так и члены команды с капитаном, которых я пригласил из Новосибирска. И они надо мной порой подшучивали. Например, однажды капитан говорит, что обязательно нужно найти тифон. Без него, мол, вообще все бессмысленно, теплоход никуда не пойдет. С ног сбился его искать. Достал. Оказалось, что это гудок.
На замене дна в течение двух месяцев работали три бригады портовых сварщиков со специальным допусками, всего в восстановлении теплохода участвовало около 60 сварных. 12 тонн судовой стали заказывали в Новокузнецке, ее готовили специально по нашему заказу. Когда ее привезли на Телецкое, она еще не успела остыть.
Всю отделку для кафе пришлось выбросить. Поменяли все железо, перегородки, переварили каждый шов. Сложно было с судовой электрикой — специалистов по этой части катастрофически мало.
— Сколько времени и вложений в итоге потребовало восстановление теплохода?
— Порядка 40 млн рублей и около пяти лет работы, из которых самыми активными были 2011–2013 годы. И вот 18 сентября 2013 года мы совершили пробный рейс. Нам уже не терпелось хотя бы к концу сезона увидеть результат нашей работы. Люди потом рассказывали: "Копаю огород, смотрю — теплоход идет. Ну и ладно, дальше копаю. А через пару мгновений думаю: “Что? Теплоход? Идет?!”"
А в октябре провели ходовые испытания, со специалистами дошли до юга озера. Пробовали теплоход в разных режимах. Я тогда думал: "Ну хоть бы в шторм попасть, проверить его да понять, нужно ли бортики на столики приделывать". Потом смотрю: идет катерок и его кидает из стороны в сторону. То есть шторм-то и был! А мы его даже не почувствовали.
— Вы инвестировали немало средств. Когда сможете их вернуть?
— Рассчитываю, что инвестиции окупятся в течение шести лет.
— Как окружающие, односельчане относились к вашему начинанию?
— Не верили. Лишь те, кто меня хорошо знал, не сомневались, что я пойду до конца. И я не сомневался, я видел сон, что "Пионер" пойдет. Не сомневался и капитан, и регистр, и специалисты.
— А в самом деле, с контролирующими службами проблем не возникло?
— Нет, потому что мы все делали изначально правильно. Многие сначала делают судно, а потом пытаются его узаконить. У нас в крае так не пройдет. Александр Ефимович Чернов, представитель регистра по Алтайскому краю, этого не допустит, он проверит каждый шов, каждый люк. Так он страхует и себя, и судовладельца — оба же несут личную ответственность. Нас семь служб проверяют, за лето — 18 проверок.
Вообще, все шли нам навстречу, подсказывали, консультировали. Оказалось, что за 32 года я был первым, кто в Сибири восстановил пассажирский теплоход. И много где везло. Например, друг нашел новенькую лоцманскую карту озера 1976 года. Поразительно, что она сохранилась.
Цифра
На восстановление теплохода ушло около 40 млн рублей и почти пять лет работы.
Без горючего
— Когда вы начали возить пассажиров?
— Все необходимые документы и лицензии мы получили весной 2014 года, и 12 июня отправились в первый рейс. Был ажиотаж, я не ожидал, что придет так много людей. Среди них было немало тех, кто катался на теплоходе прежде. И сейчас многие на Телецкое озеро приезжают именно ради "Пионера". Специально для них мы на обратном пути во время прогулки включаем ретромузыку. А в начале — аудиоэкскурсию, которую мы записали специально для теплохода на барнаульской студии при активном участии арт-критика Вадима Климова.
— Как часто ходит теплоход и по какому маршруту?
— В мае, июне и сентябре — не каждый день, по графику. Расписание лучше всего уточнять на сайте нашего партнера — информационного туристического центра "Кедрогор". В июле и в августе ходим ежедневно. По будням один рейс, в субботу — два. Сначала понедельник был выходным, но и в этот день спрос оказался высоким. Мы ходим до водопада Корбу. Общее время экскурсии — 4,5 часа.
— Лодочники на вас не в обиде? Вы ведь перетянули на себя столько пассажиров.
— Все думали, что последствия для них будут катастрофичными. Но я забрал клиентов не у лодок, а у кораблей, которые здесь работали. В основном это были или ведомственные суда, или частные.
— Сколько стоит билет на "Пионер Алтая"?
— 1 тыс. рублей. Детский — 700 рублей, ребятишки до 7 лет ездят бесплатно. Жителей Артыбаша и Иогача тоже катаем бесплатно. Также мы придумали и уже третий год реализуем социальную программу — проводим экскурсии по озеру для школьников Республики Алтай, Кемеровской области. Благодаря этой программе на теплоходе прокатились уже более 2,5 тыс. ребятишек, многие из них впервые увидели Телецкое озеро и водопад Корбу.
— Иван, в Барнауле прогулочные теплоходы давно и прочно ассоциируются с шумными пьяными компаниями. У вас есть такая проблема?
— Мы полностью запретили алкоголь на борту. Не только не позволяем проносить с собой выпивку, но и не пускаем на борт нетрезвых людей. На каждой посадке присутствует сотрудники линейного отдела МВД, поэтому никаких проблем, как правило, не возникает. Такая жесткая позиция — гарантия того, что пьяные пассажиры никому из отдыхающих не помешают.
— А корпоративные заказы вы обслуживаете?
— Есть, но немного. Порядка трех-четырех компаний в год. Это тяжело контролируемая публика. К тому же им требуется банкет, и они сами отказываются, когда узнают о нашем запрете на спиртное.
О перспективах территории
— Как вы оцените уровень развития турбизнеса на Телецком озере?
— Пока наша главная проблема — сезонность. Зима длинная и пустая. Также сказывается отсутствие опыта. Мы всему учимся на своем опыте. Турбизнес здесь стал активно развиваться в нулевые, люди тогда не понимали, что и для кого строят.
— А от появления горнолыжного комплекса эффект еще не почувствовали?
— Из-за теплой зимы сезон для него выдался неудачный, но многие уже им заинтересовались. Думаю, после открытия второй трассы уже следующей зимой туристов здесь будет больше. Перспективы хорошие. Во-первых, рядом большое число лыжников и сноубордистов (имеется в виду Шерегеш. — Прим. "СК"), доехать 150 км сюда для них не проблема. Во-вторых, в ноябре здесь можно будет и покататься, и полюбоваться на не замерзшее еще озеро. В этом смысле это уникальный курорт. И цена останется невысокой, народ тут не избалован.
Думаю, в ближайшие три года Телецкое озеро станет хорошим местом для обдуманных инвестиций. И нам надо создавать здесь среду для низкобюджетных вложений. Например, у человека есть 1 млн рублей, и он не готов ничего строить. Но специалист в этом деле может построить апартаменты, в которых такой человек может приобрести один или несколько номеров. И в сезон этот актив будет приносить ему доход. Также сейчас работаем над проектом детского развлекательного комплекса на горе Тиланту. Сейчас люди постоянно идут туда, но там ничего нет, кроме смотровой площадки. А будет комплекс в виде замка, с подъемниками. Но это позже.
Справка
Иван Валерьевич Южаков родился в селе Иогач 3 июля 1979 года. Окончил среднюю школу, активно занимался в школьном краеведческом музее и самообразованием. Работал начальником безопасности на турбазе "Золотое озеро", уже более 15 лет — предприниматель. Открыл несколько гостевых домов, пекарню, пилораму, сейчас строит гостиницу. Возглавляет некоммерческое партнерство "Совет Телецкого озера".
"Пионер Алтая"
Теплоход ОМ-145 был выпущен в 1964 году Московским судостроительным и судоремонтным заводом. На Телецкое озеро пришел своим ходом в 1968 году. На протяжении почти 25 лет "Пионер Алтая" ежедневно (с мая по сентябрь) совершал однодневные экскурсии по Телецкому озеру, и для целого поколения туристов эта водная прогулка оставалась одним из самых ярких воспоминаний от посещения Алтая. За годы работы на озере теплоход перевез более 300 тыс. советских туристов. Кроме того, "Пионер" был главным транспортом для жителей труднодоступных кордонов и поселков Алтайского заповедника. Теплоход встал на прикол возле поселка Артыбаш в 1992 году.
Специальный вопрос
— Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно проявлять гражданскую позицию? Как это нужно делать? Какой поступок вы бы назвали гражданским?
— Гражданская позиция — это показатель того, насколько человек созрел, насколько он "осознает" свою территорию. Он хозяин только своей квартиры? Или еще подъезда, двора и т. д.? Лучшее проявление гражданской позиции — по максимуму инвестировать именно в свою территорию. Не только для себя, но и для других. И не надо ждать, когда тебя заставят сделать что-то хорошее. Хорошее нужно делать уже сейчас.
Самое важное - в нашем Telegram-канале