Экономика

Газопровод “Алтай” в цифрах

Год запуска - 2011. Протяженность системы - 3000 км. Объем поставок газа - 30-40 млрд. кубометров в год. Стоимость газопровода может составить 10 млрд. долларов. Ресурсная база западного маршрута - месторождения газа Западной Сибири.

Газопроводу нужна дорога

Бэлла Красноярова, заведующая лабораторией регионального природопользования Института водных и экологических проблем СО РАН:

- Два или три года назад, когда проводились предварительные изыскания (скорее всего, рекогносцировочное исследование), рассматривались семь вариантов строительства, в том числе и алтайский (южный) вариант. В то время руководители Республики Алтай говорили, что газопровод - это выгодный для республики объект.

Но с тех пор проект его строительства никак не прорабатывался, поэтому осуществить замысел, озвученный президентом, будет очень сложно. Во-первых, рядом с газопроводом обязательно должна быть проложена дорога, хотя бы техническая, для его обслуживания. Во-вторых, если говорить об Укоке, то эта местность сильно осложнит работы.

С проектом дороги на Китай через плато нет никакой ясности. До рабочей стадии этот проект никто не доводил, хотя в прошлом году была экспедиция на плато с представителем Минтранса.

Укок хоть и объявили зоной покоя, на самом деле спокойным это место назвать трудно. Вся низменность словно в “шрамах” от тяжелой техники. Сейчас каждый, кто проезжает по плато (пограничники, пастухи), прокладывает свою дорогу. Когда мы работали над проектом дороги через Укок, мы искали вариант, который нанесет наименьший вред природному комплексу Бертекской и Калгутинской низменностей. Мы старались предложить вариант в обход наиболее уязвимых мест плато - так называемый “верховой” вариант по сухим плоским горам. Был еще и “нижний вариант”. Первый вариант - более сложный в исполнении, но более простой в последующей эксплуатации. В этом месте основу для будущей дороги придется насыпать, но зато в дальнейшем с нею не будет лишних проблем. Дорога проляжет по сурчиным тропам, а сурки выбирают для своих нор самые сухие места. “Нижний” вариант в исполнении проще, но эксплуатационные расходы будут выше. Каждую весну нижнюю дорогу будет подтапливать вода с ледников.

Доводы, которые приходилось слышать против строительства дороги: из-за строительства могут погибнуть памятники археологии. Но они и так могут погибнуть из-за потепления климата. Другие причины: нарушатся экосистема плато и “суверенитет” поселка Джазатор - обособленного населенного пункта, хотя часть его жителей занята в сфере дорожного строительства.

А нас никто не спросил

Людмила Тыдыкова, начальник Горно-Алтайского центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды:

- Я так понимаю, что дорогу через Укок у нас все-таки построят. Местные жители, конечно, против этого. Но заявление президента о строительстве газопровода следует расценивать так, словно кто-то там наверху между собой договорился, не считаясь с нашим мнением. Даже когда строится маленькая дорога, приходится чем-то жертвовать. А тут идет разговор о таком масштабном строительстве в интересах двух государств. Конечно, ущерб природе будет нанесен.

К сожалению, наш центр - единственная в республике лицензированная служба, которая бы могла вести на Укоке квалифицированный мониторинг окружающей среды. Но наши возможности очень ограничены. Если в советские времена на Бертеке была метеостанция, то теперь и ее там нет. И даже в Кош-Агачском районе из пяти метеостанций сохранилась только одна. Поэтому мы не можем хотя бы примерно обозначить размеры возможного ущерба.

Кто же откажется от газа?

Андрей Макушев, профессор кафедры экономической географии Горно-Алтайского государственного университета:

- И газо-, и нефтепровод, и дорога нужны республике. Только нужно решать эти проблемы без головотяпства. Почему все зациклились на Укоке? Территория республики обширна, и зону покоя можно благополучно миновать. Дорога - это всегда жизнь. Но мы отвергаем проект дороги через перевал Канас. Для нас более приемлем монгольский вариант. Еще 15 лет назад мы говорили о том, что нельзя ограничиваться одной транспортной магистралью. Также нужно обратить внимание на сеть внутренних дорог.

Сейчас обывателя страшит китайская экспансия. Но я считаю, что граница должна быть контактной, а не разделяющей, а таможня вполне способна регулировать потоки и товаров, и людей. Визит Путина в Китай показал, что пришло время открытой экономики. Мы снабжаем газом Европу, а в республике кое-где еще живут при лучине. В XXI веке грех отказываться от газа, поэтому лично я за строительство этого газопровода.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость