Новый управленец уверен, что собственное производство цемента для каждого региона — это стратегически важная задача, основа безопасности и залог развития. Однако признает, что успех завода напрямую зависит от покупательной способности населения.
— Николай Петрович, у вас большой опыт работы на предприятиях, которые производят именно цемент, причем в разных регионах. Каким вы увидели алтайский завод, когда приняли приглашение акционеров занять должность генерального директора?
— Я уже был во главе этого предприятия. В 2005 году, когда администрация Алтайского края и СПП "СтройГАЗ" организовали ОАО "Цемент" на базе Голухинского цементного завода, я занял пост генерального директора. Предприятие развивалось за счет внешних инвестиций, мы очень быстро наращивали объемы производства, готовили программу, которая бы позволила увеличить проектную мощность с 300 тыс. до 1 млн тонн цемента в год.
В 2008 году, перед тем как я покинул компанию, мы выпустили 379 тыс. тонн цемента. Это почти на 30% больше проектной мощности предприятия. Затем началось падение. Я не берусь комментировать причины сложившейся ситуации, на тот момент наступили тяжелые времена для строительной отрасли — пришел кризис. В 2009 году емкость рынка Западной Сибири по цементу снизилась в 2,5 раза. Однако падение продолжилось и в дальнейшем. Результат 2015 года — 200 тыс. тонн цемента. То есть предприятие работало на 2/3 своей мощности, накопило долги по зарплате, налогам. Все они рабочие, но их нужно погашать. Наша задача к концу года — решить этот вопрос.
— Чем вы занялись в первую очередь? Каковы краткосрочные планы у "Цемента"?
— Мы инвестировали в завод порядка 30 млн рублей и за пять месяцев этого года вышли на проектную мощность. Нет, дополнительных рынков сбыта мы не нашли. И даже ожидаемый майский рост объемов продаж не произошел. Но мы работаем на склад, для предприятия такого профиля это нормально, потому что высокие сезоны наступают.
Деньги — в печь
— Кроме того, вы подняли стоимость цемента, что очень не порадовало строителей. Почему принято такое решение в период кризиса отрасли?
— Почти год "Цемент" не повышал цены. 3,4 тыс. рублей за тонну — это цена лета 2015 года, и мы держали ее. Но дольше оставаться на этом уровне просто невозможно. В себестоимости цемента 40% занимает электроэнергия, а тарифы, как вы знаете, повышаются. Еще 17–18% забирают транспортные расходы. Мы напрямую зависим от железнодорожных тарифов, и они тоже растут. Например, в этом году собственники вагонов повысили стоимость их аренды на 35%. И, наконец, в нашем производстве есть импортная составляющая. За валюту мы покупаем запасные части к технике и оборудованию, масла, другие расходные материалы. Поэтому цена поднялась до 3,8 тыс. рублей за тонну, и это не последнее изменение прайсов. В идеале мы должны прийти к 4,2–4,5 тыс. рублей за тонну продукции. Это позволит повысить рентабельность производства и выкроить деньги на развитие.
— Есть ли решения, которые позволят вам снизить себестоимость продукции, увеличить маржинальную прибыль?
— Да, конечно. Например, запланировано сокращение штата сотрудников. Сегодня на предприятии работает порядка 550 человек. Если автоматизировать производство, изменить некоторые бизнес-процессы, мы можем обходиться штатом в 400 человек. Но это долгосрочная программа. Предстоит набрать молодых специалистов, обучить их, принять управленческие решения. Нам нужны инженеры, слесари, электрики и работники других специальностей.
В планах на ближайшие два года — перебросить часть перевозок с железнодорожного транспорта на цементовозы. Плечо в 150 км в данном случае экономически целесообразно. Но для этого нам надо дождаться, когда дорогу от Голухи до Заринска и Барнаула отремонтируют. В долгосрочной же перспективе планируем приобретать свои вагоны. Их нам нужно около 100. Каждый стоит 3–4 млн рублей.
Это базовые пункты бизнес-плана по выводу предприятия на 1 млн тонн продукции в год. Из мелких, тех, что мы уже реализуем, — это простые решения, которые лежат на поверхности. Вот вы лампочки у себя дома заменили на энергосберегающие? Вот и мы сейчас меняем. Только у нас не просто лампочки, а мощные прожекторы. Добавим сюда новые решения по работе электроприводов, и мы получим существенную экономию электроэнергии. А я уже говорил, что энергозатраты — это 40% себестоимости цемента.
— С самого начала руководство "Цемента" заявляло, что намерено выводить предприятие на совсем другой уровень — выпускать до 1 млн тонн цемента в год и закрывать потребность алтайских строителей в этом материале. Вы сейчас об этом проекте говорите?
— Действительно, такие цели были. И были даже иностранные инвесторы, которые планировали вложить в Голуху несколько миллиардов рублей. Но сейчас речь идет о другом бизнес-плане. Акционеры поставили задачу решить, как с минимальными инвестициями прийти к тому же миллиону тонн цемента в год. Скажу сразу, что задача вполне выполнимая. Часть технологической цепочки уже создана. Например, цех помола может выпускать 600 тыс. тонн сырья в год. Но для того, чтобы получить конечный продукт, нужна вторая печь обжига. Вот это самый финансово емкий этап. По моим предварительным оценкам, на ее строительство уйдет порядка 3 млрд рублей. Но эта печь нужна, и размер инвестиций лично меня не пугает. Они окупятся уже через пять-семь лет.
На разработку бизнес-плана у нас уйдет еще несколько месяцев и порядка 10 миллионов рублей в общей сложности. Поймите меня правильно, я не могу одномоментно выдернуть эти деньги из оборота предприятия. Оно еще слишком финансово слабое. Но к концу года собрание акционеров получит наши предложения, как увеличить мощности предприятия и при этом не раскидываться деньгами. Уже они будут принимать окончательное решение. Понятно, что собственных средств у предприятия нет. Потребуются инвестиции извне.
Хлеб строителей
— Какие точки роста у вашего предприятия? Ведь зависимость на 80% от жилищного строительства сегодня не добавляет оптимизма.
— Определенную долю продукции начинают забирать наши сельхозпредприятия. Сейчас строятся зернохранилища и производственные цеха по переработке. Но, конечно, Алтайскому краю нужны крупные федеральные проекты, которые поддержат экономику в целом и строительную отрасль в частности. Известная с советских времен истина: рубль, вложенный в стройку, приносит доход 10 рублей. Это справедливо и для сегодняшнего рынка. Но пока нет таких проектов, поэтому мы зависим от того, как продаются квартиры.
Чтобы понять, что сегодня происходит с предприятием, нужно смотреть на строительную отрасль с целом. Что мы там видим? Видим крайне низкую покупательную способность населения, и пока предпосылок роста нет. Нет движения конечного продукта — квартир — нет драйвера роста и у производителей стройматериалов.
Относительно строительной отрасли должна быть очень вдумчивая и последовательная политика администрации города и края. Крайне важно отработать принцип предоставления строительных площадок, давать возможность работать всем, обеспечивать техусловия для подключения к сетям, решать вопрос с ипотекой. Использование последнего ресурса крайне важно. Вы посмотрите, в первом квартале 2015 года ипотека на "первичке" не работала, в 2016-м также произошла заминка. Можно и вовсе "отменить" ипотеку, задрать, например, процентную ставку, а можно поступить и наоборот. Установить нулевой процент, растянуть платежи на 80 лет и дать возможность молодым покупать квартиры. Это глобальный, государственный подход, но и на него может влиять местная администрация.
Специальный вопрос
— Становится ясно, что завод в Голухе потребует серьезных инвестиций. Как вы считаете, не проще ли наладить поставки цемента с крупных заводов других регионов?
— Для каждого региона собственное производство цемента — это вопрос стратегической безопасности и ценовой стабильности. Что будет уже завтра, если сегодня закроется наше предприятие? А завтра цена за тонну цемента поднимется почти в два раза. В Хакасии тонна стоит 6,2 тыс. рублей, в Красноярске — 5 тыс. Вы этого хотите?
О чем еще рассказал собеседник
Об импортозамещении
— Для производства цемента нам нужны импортные материалы: запчасти, масла, некоторое сырье. Пока нам никто не предлагает российские аналоги.
О социальной ответственности
— Практически в каждой семье близлежащих населенных пунктов кто-то работает на нашем заводе. Мы понимаем свою социальную ответственность и принимаем участие в жизни наших сотрудников и их семей. Например, зимой чистим 75 км дорог. Кроме нас, их никто не обслуживает.
О "СтройГАЗе"
— "СтройГАЗ" — это мощное строительное предприятие с 80-летней историей. Сейчас оно занимается тем, что приводит свои накопленные многомиллиардные активы в порядок. Я уверен, что у него отличные перспективы для развития. Да, сказывается кризис. Но "СтройГАЗ" его переживет.
О потерянных инвестициях
— В 2007 году представители немецкой компании Heidelberg Cement во второй раз побывали в Алтайском крае и встретились с главой администрации Александром Карлиным. Гости говорили о том, что хотят у нас развивать свой профильный бизнес — производство стройматериалов. Они планировали вложить в предприятие до 150 млн евро. Но последних согласований проект не прошел.
Досье
Справка
Идея построить завод в Голухе появилась еще в середине прошлого века, но только в конце 1992 года предприятие заработало. Первая очередь включала цементную мельницу размером 3,2х15 метров производительностью 50 тонн/час. С пуском в эксплуатацию в 1996 году вращающейся печи, отделения помола сырья и известково-глиняного карьера завод вышел на полный технологический цикл по выпуску портландцемента с номинальной мощностью 300 тыс. тонн цемента в год. В 2004 году предприятие приостановило работу. В 2005-м с приходом новых собственников — СПП "СтройГАЗ" и администрации Алтайского края — началось возрождение завода.
Цифра
В 2016 году среднюю заработную плату на заводе "Цемент" подняли на 30%, до 15 тыс. рублей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале