Экономика

Инвесторы не спешат вкладывать деньги в индустрию развлечений

Российский парковый бизнес с приходом частного капитала переживает сегодня если не бум, то заметное оживление. Этому способствует рост благосостояния населения, и, следовательно, больший интерес граждан к активному отдыху. Однако в Барнауле строить "Диснейленд" никто не собирается. Более того, самым грандиозным из того, что сможет предложить нам в ближайшее время местная индустрия развлечений, станет лишь новое колесо обозрения.

Хозрасчет в действии

А вообще, сколько и каких парков должно быть в Барнауле? В доперестроечные времена вопрос о количестве и масштабах парков, необходимых для того или иного города, решался довольно просто. По существовавшим градостроительным нормам, парки должны были способны единовременно обслуживать до 10% населения города. За этим довольно строго следило Министерство культуры, курировавшее работу парков по всей стране. "Парков в краевом центре сегодня хватает, - считает Наталья Шумилова, специалист отдела по культуре администрации Барнаула, - к тому же недавно открылся еще один, пятый парк, расположенный в нагорной части города. Правда аттракционов там не будет". Директор компании "Алтай-ПиР" Сергей Бергер, возглавляющий парк "Изумрудный", с этим мнением согласен, однако добавляет: "Если бы все они работали в полную силу".

В настоящее время в краевом центре действуют парки трех разных форм собственности - муниципальные (Центрального и Индустриального районов) , частные ("Солнечный ветер") и со смешанным капиталом ("Изумрудный"). По сведениям, полученным в администрации города, с прошлого года даже муниципальные парки в Барнауле работают в режиме самообеспечения, не получая дотаций и инвестиций. Парк Центрального района прошлый сезон закончил с небольшой прибылью, парк "Лесная сказка" в Индустриальном районе, по данным Натальи Шумиловой, отработал с убытками. А вот парки "Солнечный ветер" и "Изумрудный" успешно развиваются за счет привлечения частного капитала.

Кто устанавливает правила игры?

Работа на территории города парков различных организационно-правовых форм - отличительная особенность всего Сибирского региона. Например, в Томске работает парк развлечений, полностью переданный в аренду коммерческой организации. На условиях реализации инвестиционного проекта парк в аренду получила и одна из кемеровских фирм. Теперь муниципалитет получает сполна плату за использование парка частниками, а компания-арендатор зарабатывает на эксплуатации аттракционов. Не стал исключением и Барнаул, где, как уже говорилось, работают парки трех форм собственности. Единственное, что их объединяет - все они, размещаясь на муниципальной земле, выполняют одни и те же функции, служат, с различной степенью успешности, для одних и тех же людей.

В "чисто" муниципальных парках Индустриального и Центрального районов, собственниками которых является комитет по управлению имуществом администрации Барнаула, все аттракционы давно отслужили свой срок эксплуатации. Зимой и весной "кораблики" и "колокольчики" разбирают и ремонтируют, чтобы к началу сезона вновь собрать и предоставить аттракционы на суд приезжающей из Новосибирска комиссии, которая и выносит вердикт: есть ли возможность использовать их в предстоящем сезоне. Парку Центрального района не так давно повезло - впервые за многие годы в нем был установлен новый аттракцион стоимостью 570 тысяч рублей с заводским названием "Вертолеты". Это один из самых дешевых отечественных аттракционов. Между тем, согласно одному из ключевых правил индустрии развлечений, аттракционы в парке должны постоянно обновляться. "Парк, в котором за два-три года не появился новый аттракцион, это мертвый парк", - считает Сергей Бергер.

Парк "Солнечный ветер", разместившийся на арендованной у города земле, входит в структуру компании "Алтай-Парк", руководит которой Роман Романов. Это единственный парк, существующий и развивающийся только за счет собственных средств. "Солнечный ветер", оснащенный как современными импортными аттракционами, так и несколько устаревшими отечественными, принимает ежемесячно около 100 тысяч посетителей.

Парк "Изумрудный" появился в нашем городе около полутора лет назад - после создания акционерного общества "Парк культуры и отдыха "Октябрьский". 51% акций общества принадлежит городскому комитету по управлению имуществом, 49% - компании "Алтай-ПиР". Ни Роман Романов, ни Сергей Бергер, как нам стало ясно, развивая парковый бизнес на муниципальной земле, не имеют сегодня стопроцентной уверенности в завтрашнем дне. "Вообще не существует бизнеса, находящегося вне зависимости от власти, власть всегда определяет, будет ли существовать тот или иной бизнес или нет, - говорит Роман Романов, - мы работаем на городской территории, а потому должны играть по установленным правилам".

Говоря об этом, руководитель "Солнечного ветра" не преувеличивал. В начале этого летнего сезона администрация города пожелала, чтобы расценки на аттракционы в барнаульских парках были снижены. Что и произошло. "Теоретически, я сам должен определять цены, - поясняет Роман Романов, - поскольку из планируемого дохода рассчитывается годовой бюджет парка, работающего не более пяти месяцев в году". В отделе по ценообразованию мэрии города также знают, что расценка на пользование аттракционом напрямую зависит от того, какую сумму руководство парка планирует потратить на выплату зарплаты персоналу, ремонт и охрану оборудования в зимний период, оплату электроэнергии и т.д. Однако чиновники, определяя должную стоимость билета на аттракцион, очевидно, оперируют совсем иными цифрами и понятиями.

Пришлось снизить расценки на пару аттракционов и в "Изумрудном", деньги в развитие которого вкладывает компания "Алтай-Пир". Но Сергея Бергера сегодня больше волнует другое. "Алтай-Пир" еще до получения 49% акций был обнадежен целым рядом обещаний со стороны муниципалитета. "Обещали, что мимо "Изумрудного" пройдет городской автобусный маршрут, чтобы горожане могли запросто добраться в парк, - рассказывает Сергей Бергер, - предполагалось, что при содействии администрации мы получим кредит на два-три года, да еще многое, что было обещано. Мне вообще пока не ясно, как будут развиваться дальнейшие отношения с властью".

Инвесторов заманивать нечем

Ситуация, сложившаяся вокруг барнаульских парков, сегодня во многом напоминает положение жилищно-коммунального хозяйства страны. Заявленная реформа ЖКХ предполагает приход в эту отрасль частного бизнеса, вливание дополнительных средств, создание конкурентной среды. Но если в случае с ЖКХ положение хотя бы мало-мальски сдвинулось с мертвой точки, и некоторые муниципальные предприятия уже прошли процедуру приватизации, с парками пока все гораздо сложнее. Дело в том, что в свое время в ряде городов России, в том числе и в краевом центре, власти поставили жирный крест на приватизации земель, отведенных под парки. Сделано это было для того, чтобы парки, как места общественного пользования, не потеряли своей направленности, иначе говоря, не были застроены магазинами, коттеджами и т.д. (Кстати говоря, на территории одного из барнаульских парков коттеджи все же появились. Потом застроенная земля была документально выделена из площади парка). Кроме того, по мнению Натальи Шумиловой, "в результате приватизации у муниципалитета не осталось бы рычагов, с помощью которых можно было бы влиять на ценообразование".

"Запрет на приватизацию парков привел к тому, что особого интереса у частного капитала к ним не было и нет по сей день, - считает Роман Романов, - а задача сохранить парки у города осталась". Даже парк "Изумрудный", почти половиной акций которого владеет частная компания, мало привлекает сторонних инвесторов. "Инвесторы, откровенно говоря, побаиваются вкладывать деньги, - говорит Сергей Бергер, - им нужны гарантии, а одна из гарантий - это долгосрочный договор аренды земельного участка, добиться которого я пытаюсь в течение года. А пока потенциальные инвесторы не знают, что скажет власть через несколько лет по поводу данного парка".

Во многих городах западной части России вопрос с долгосрочной арендой парковых земель благополучно разрешился. Сейчас там операторы рынка развлечений занимаются решением более глобальных задач. Например, разработкой единых стандартов для использования аттракционов и индустрии развлечений вообще, полного набора которых в нашей стране нет до сих пор. В Барнауле же пока вряд ли кто-то из предпринимателей возьмется поставить на ноги переживающие далеко не лучшие времена муниципальные парки в Центральном и Индустриальном районах или реанимировать парк "Юбилейный". И условия по аренде, которые могут быть предложены все же появившимся энтузиастам, к этому только располагают. В администрации города, не называя цифр, не скрывают, что долгосрочная аренда муниципальной земли обойдется частному лицу очень дорого. Как видно, за два года мало, что изменилось. Тогда компании "Алтай-ПиР" в городском комитете по землеустройству предложили ежегодно платить за 20 гектар земли бывшего Октябрьского парка просто колоссальную сумму - 3 миллиона рублей. Напомним, "Алтай-ПиР" владеет лишь 49% акций, остальные принадлежат городу. Трудно сказать, где еще можно встретить такие аппетиты.

Павел ДЕМИН

Справка:

Сегодня для открытия среднего по оснащению парка развлечений на площади 5-7 га минимальной является сумма в 500 тысяч долларов. При этом, как показывает практика, около 50% затрат идут на благоустройство территории.

Считается, что новый аттракцион при удачном подходе к организации работы парка должен окупаться в течение двух-трех сезонов. Продолжительность сезона работы парка развлечений в Сибири не превышает 4,5 месяцев. В Барнауле, по подсчетам специалистов компании "Алтай-Парк", семья тратит на одного ребенка в парках в среднем около 200 рублей в месяц.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость