Как алтайское предприятие стало крупным поставщиком лузги гречихи для китайских подушек

Крупозавод "Целина" в этом году существенно нарастил объем экспорта с­воей продукции. Надо сказать, что гречиху и продукцию ее переработки предприятие вывозило за пределы страны и раньше, но со снижением курса руб­ля делать это стало значительно выгоднее. На сегодняшний день основным экспортным товаром "Целины" являются не только производимые крупы, но и лузга гречихи, из которой на Востоке делают специальные ортопедические подушки. В перспективе предприятие намерено плотнее работать с иностранными партнерами. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Генеральный директор крупозавода "Целина" Вячеслав Жигульский встретил нас на своем предприятии, как говорится, хлебом-солью, а точнее — кружечкой горячего чая. Правда, не простого, сделанного из дикой гречихи. Это подарок партнеров из Китая. Сейчас Поднебесная — одно из направлений экспортных поставок "Целины".

Для самого Вячеслава Жигульского бизнес, связанный с переработкой сельхозкультур, начался в 1993 году. На предприятие в райцентре Целинное, где всю жизнь отработал его отец, он вернулся сразу после окончания пищевого факультета. И закрутилось. Уже в 1998 году совместно с партнерами было построено полностью новое производство, позже проводились работы по модернизации и введению новых производственных мощностей. На сегодняшний день "Целина" является производителем различных круп, но одним из основных продуктов является крупа гречневая, которой вырабатывается около 100 тонн в сутки. И это далеко не предел: мощности предприятия загружены пока не полностью.

В 2012 году для решения проблемы с размещением лузги на крупозаводе решили попробовать еще одно направление производства — топливные брикеты. Оборудование для их выпуска Вяче­слав Жигульский привез как раз из Китая. Там этот вид топлива хорошо распространен. В больших городах запрещено использовать каменный уголь, использовать можно только более экологичную альтернативу.

Крупозавод "Целина".
Крупозавод "Целина".

Предполагалось, что такое производство поможет пустить в дело имеющиеся отходы. Как рассказывает директор предприятия, в тот момент вывозить гречневую лузгу за пределы России было просто невозможно. Транспортные расходы в структуре себестоимости были очень велики, поэтому решили перерабатывать все на месте.

Несколько лет назад совместно с администрацией Целинного района было принято решение о вступлении в программу строительства новой котельной в райцентре. Проект предусматривал покупку оборудования для использования альтернативного вида топлива, а именно лузги. Для этого ее даже не надо было бы прессовать. Проект попал в краевую программу. "Сейчас все оказалось в подвешенном состоянии, но я полагаю, точку в этом вопросе пока ставить рано, так как администрация района активно участвует в решении этого вопроса", — сообщил Вячеслав Жигульский.

По его словам, в настоящий момент производство топливных брикетов из лузги практически остановлено. Все имеющееся для их выпуска сырье "Целина" отправляет на экспорт, что гораздо выгоднее.

Вячеслав Жигульский не исключает, что в обозримом будущем "Целина" может заняться еще одним перспективным направлением — производством мелкофасованных круп. Сейчас вся продукция на заводе выпускается только в мешках. И это логично: большая часть крупы из Целинного района отправляется на экспорт, в Узбекистан, Таджикистан, Туркмению. Там, на месте, ее уже фасуют в те объемы, которые удобны местным покупателям.

По словам руководителя "Целины", в планах предприятия есть проекты, связанные со строительством новых мощностей, тем более на предприятии есть необходимый костяк специалистов. Однако есть и вопросы, от решения которых зависит, какие планы будут первоочередными. Как говорится, время все покажет.

Крупозавод "Целина".
Крупозавод "Целина".

На Японию и Китай

Зато Вячеслав Жигульский рассказывает о работе своего предприятия на экспорт. Надо признать, что вывозить свою продукцию за пределы страны крупозавод начал уже давно. Например, первая партия гречки в Китай была отправлена еще несколько лет назад. В настоящий момент "Целина" занимает одно из лидирующих мест среди экспортных компаний, выпускающих крупы.

В последние два года еще одним экспортным продуктом "Целины" стала гречневая лузга. Отгружают ее в основном в Китай. Там алтайской лузгой набивают ортопедические подушки. В этой стране они очень распространены: среднестатистический китаец меняет гречневую подушку два-три раза в год, а то и чаще. Если вспомнить, сколько людей проживает в Китае, можно понять: рынок этот перспективный. Причем заинтересованность в сотрудничестве есть с обеих сторон. По словам Вяче­слава Жигульского, в этом году китайские делегации приезжали на Алтай чуть ли не каждую неделю.

Крупозавод "Целина".
Крупозавод "Целина".

Сейчас конъюнктура изменилась: стоимость лузги упала почти вдвое. Гендиректор "Целины" полагает: причиной стали многочисленные поставки продукции в Китай из других регионов России. Таким образом на рынке часто предлагается лузга некачественная, но и недорогая.

Чтобы не потерять уже имеющиеся рынки сбыта, "Целина" решилась на серьезный шаг. Сейчас предприятие отправляет в Китай не только свою гречневую лузгу, но и закупает у других алтайских производителей, также начинает сотрудничать в этом плане с компаниями из европейской части страны. Все это для сохранения собственной ниши и сладкого сна китайцев.

Ведет крупозавод серьезную работу и с японскими партнерами, поставляя им гречиху и гречку. Закупать на Алтае гречневую муку японцы пока не готовы. В их стране есть специальные технологии обработки гречихи, аналогов которым, как они говорят, в России нет.

Вячеслав Жигульский, генеральный директор предприятия "Целина" (Целинный район).
Вячеслав Жигульский, генеральный директор предприятия "Целина" (Целинный район).

Вячеслав Жигульский,
генеральный директор предприятия "Целина":

Японцы почему-то считали, что мы можем производить гречиху только низкого качества. В этом году привезли нам свои семена. Мы их посеяли, но ничего удивительного мы не увидели. Думаю, что сможем переломить сложившийся стереотип.

Кстати, в прошлом году Целинный район посетила делегация из Японии, в составе которой были фермеры. На Алтае да и вообще в России они были впервые. По словам Вячеслава Жигульского, уровень сельского хозяйства в Целинном районе их приятно удивил. А еще их поразили алтайские просторы и размеры бескрайних полей, исчисляющиеся тысячами гектаров. В Японии фермерские наделы могут составлять всего 6–9 га.

В настоящий момент гречку и гречиху в эту страну помимо России поставляют их основной поставщик Китай, Украина, США и Казахстан. Наш собеседник уверен: главное преимущество алтайских производителей — это качество продукции. "Я был на многих крупозаводах как за рубежом, так и в России. Сравнивая, могу сказать, что уровень производства у нас, в Алтайском крае, высокий, работающие у нас специалисты имеют большой потенциал. Возвращаешься домой — и гордость берет. И это не пустые слова", — констатировал Вячеслав Жигульский.

Крупозавод "Целина".
Крупозавод "Целина".

Справка

Подушки из гречишной лузги считаются ортопедическими. Они как бы подстраиваются под тело человека, повторяя его контуры, а затем сохраняют их на протяжении всей ночи. Таким образом гречневая подушка обеспечивает комфортный и максимально удобный сон. Стоимость подобных подушек в популярном интернет-магазине китайских вещей AliExpress варьируется от 1 до 18 тыс. рублей.

Факты

Алтайский край занимает второе место в России по объемам производства крупяной продукции, по овсяной и гречневой крупе — первое. Среди регионов, производящих макаронные изделия, Алтайский край также входит в тройку лидеров.

Динамика индекса производства в ведущей подотрасли обрабатывающей промышленности — пищевой и перерабатывающей — стабильно положительная на протяжении последних 10 лет. По итогам 11 месяцев 2015 года этот показатель составил 103%.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Новости партнеров