Жизнь

Как бизнес и власть пытаются разобраться с засильем "наружки" на улицах Барнаула

Борьба с нелегальной наружной рекламой в Барнауле длится уже около двух лет. Помимо того что предпринимателей заставляют снимать ее с фасадов зданий, мэрия выставила на последние торги в несколько раз меньше мест под билборды. Для участников рекламного рынка эта ситуация выгодной не стала.

Наружная реклама.
Наружная реклама.
Михаил Хаустов

Снимаем!

На сегодняшний день в городе демонтировали более 2300 рекламных конструкций.

В этом числе оказались билборды компаний-неплательщиков, которые не гасят свои задолженности за аренду рекламных мест. Городская администрация судится с большинством операторов наружной рекламы ("Сити-Стайл", "Призма", "Прайм", "Медиа Сервис", "РИМ", "К.Б.К"), однако пока взыскать платежи не удается. Многие из должников на данный момент официально признаны банкротами. Тем временем долг операторов перед мэрией — более 140 млн рублей.

"Администрация только сокращает места и не выставляет новые на аукцион. Развиваться бизнесу нет возможности. Это приводит к увеличению цен аренды на оставшиеся места и толкает предпринимателей ставить незаконные конструкции", — комментирует директор рекламного агентства "Дельфин" Валерий Зырянов.

В августе на аукционе разыграли всего 14 лотов вместо 282 заявленных ранее, а на октябрьские торги выставили только 10 мест в четырех лотах.

Более 2000 конструкций демонтировали с деревьев, сооружений, опор ЛЭП, фасадов зданий. Дело в том, что на сегодняшний день растяжки и баннеры на этих плоскостях считаются нелегальными. В прошлом году в Барнауле приняли поправки в местное законодательство, которые запретили размещать рекламу в таких местах.

"Весь мир размещает рекламу на фасадах и крышах. Почему нельзя делать это у нас — пока непонятно. Сегодня далеко не самое лучшее время для снятия рекламы. Заниматься вопросом должны специалисты, предварительно собрав мнения предпринимателей. Ведь как раз для них эта ситуация довольно болезненна", — отмечает председатель АСП Юрий Фриц.

Реклама на Алтае.
Михаил Хаустов

В мэрии поясняли, что реклама на жилых домах портит архитектурный облик города. А для того чтобы Барнаул развивался как туристический центр, необходимо придать ему соответствующий вид. Поэтому в последние три года в городе реставрируются исторические объекты, благо­устраиваются территории и сокращается количество наружной рекламы.

По словам Фрица, примерно 95% фасадной рекламы использовали местные предприниматели. Она дешевле для бизнесменов, к тому же большую наземную конструкцию около каждого дома не поставишь. Поэтому запрет на "фасады" достаточно сильно повлиял на местных коммерсантов.

"Несколько непонятная ситуация, ведь выбранная стратегия приводит к тому, что город не получает доходов, а у предпринимателей снижается товарооборот и уменьшаются налоговые отчисления. В кризисные моменты реклама на фасадах была отдушиной для местных бизнесменов. Если, к примеру, аренда баннера на фасаде обходилась ему в 20 тыс. в год, то аренда билборда выйдет в 20 тыс. в месяц, а это уже в 12 раз больше", — отмечает Юрий Фриц.

По данным комитета по строительству, архитектуре и развитию города можно проследить, что доход от рекламы не увеличивается. К примеру, в 2015 году прибыль в городской бюджет от рекламы с фасадов составила 400 тыс. рублей, а с наземных конструкций — 79,7 млн рублей. А по данным на 16 сентября 2016 года, собрано всего 58,2 млн рублей, и нет уверенности, что общая сумма приблизится к прошлогодней.

Цифра

На сегодняшний день в городе демонтировано более 2300 рекламных конструкций.

Реклама на асфальте.
http://keisideas.ru/

Вынуждены нарушать

По словам зампредседателя АСП и директора компании "Русская династия" Татьяны Лариной, процедура с согласованием вывесок на фасадах зданий заметно усложнилась.

Требования таковы: вывеска должна размещаться на плоских участках фасада, по единой горизонтальной линии с другими вывесками, не перекрывать окна, двери и другие архитектурные элементы здания. Особо проблемным, по мнению предпринимателей, является получение разрешения от собственника здания, на котором планируется установить вывески. А размещение этого "информационного щита" считается обязательным для бизнесмена — это требует Закон "О защите прав потребителей".

Реклама в Барнауле.
Михаил Хаустов

"Предприниматель арендует помещение в многоквартирном доме, ему по закону необходимо повесить вывеску. Сколько времени ему потребуется, что согласовать ее с жильцами дома? А если они не дадут разрешения, придется расторгать договор аренды? Ведь без вывески нельзя работать ни единого дня. К тому же выполнить все требования по размещению далеко не всегда возможно, потому что здания конструктивно очень разнообразны. Я считаю, что такие рамки излишни и их соблюдение приведет в скором будущем к очередной абсурдной ситуации", — рассуждает Ларина.

Предприниматели считают, что нужно изменить процедуры согласования вывесок. Иначе бизнесмены вынуждены идти на нарушения.

"Необоснованные запреты приводят к самовольной беспорядочной рекламной пестроте, которая портит лицо города", — говорит Ларина.

"Безвыходных ситуаций не бывает. Ведь если к этому вопросу подключатся специалисты, оптимальный выход обязательно найдется. Реклама — неотъемлемая часть для продвижения товаров и услуг, она должна существовать", — отвечает Юрий Фриц.

Директор компании "Реклама и маркетинг" Дмитрий Лопатин уверяет, что выживать в таких условиях практически невозможно. Высокая стоимость аренды билбордов попросту не окупается. На сегодняшний день у компании осталось всего три билборда на улице Попова.

"В 2013 году власти подняли цены за лоты таким образом, что невозможно было за них заплатить. Рекламный рынок на местном уровне просто задушили, из-за этого многие участники из него ушли. Изначально цена годовой аренды билборда на торгах была 25 тыс. руб­лей, ее подняли до 350 тыс. В результате это спровоцировало неплатежи в бюджет и, как следствие, расторжение договоров и демонтаж конструкций. В итоге местная власть недополучила около 18 млн в бюджет из-за ситуации на торгах, а обрела монополиста на барнаульском рынке и потеряла множество социально ответственных местных партнеров",— говорит Лопатин.

В компании Gallery пояснили, что ситуация с "наружкой" серьезно на них не отразилась, они своевременно платят по счетам и не имеют задолженности перед бюджетом.

У агентства "Дельфин" количество мест за последние несколько лет сократилось примерно на 70%. Сегодня в их распоряжении находятся только остановочные павильоны и афишные тумбы. В ситуации с "наружкой" пострадало и агентство "Реклама мама". После ситуации с "тайным" снятием конструкций с трамвайных ограждений их компании так и не вернули.

По словам директора по маркетингу и рекламе концертно-театрального агентства "Лига Арт Плюс" Игоря Лаптева, сокращение мест под рекламу может в ближайшее время сказаться негативно на ценовой политике агентства и, соответственно, на самих барнаульцах. "Потеря, конечно, большая. Люди уже привыкли к тому, где могут узнать о гастрольной жизни города. Думаю, что в следующем году цены на концертные билеты станут выше, потому что количество рекламных мест сокращается, а на оставшиеся значительно подняли цену за аренду", — рассказал Лаптев.

У агентства рекламу за "нелегальность" не снимали. Конструкции с афишами "исчезли" на законных основаниях — закончился срок разрешения. Продлевать его сегодня отказываются. К тому же агентство теперь не может размещать рекламу на трамвайных ограждениях — она теперь тоже из разряда запрещенных.

На улице Л.Толстого рекламных растяжек больше, чем автомобилей. Но подавляющее большинство из них размещено нелегально.
Павел Водопьянов

И вашим и нашим

Некоторые подвижки с расширением типов и видов наружной рекламы в городе все-таки могут появиться. На последнем совещании рабочей группы, которая занимается вопросами размещения "наружки", агентства выступили с идеями о расширении рекламных возможностей в имеющемся постановлении городской администрации "Об утверждении типов и видов рекламных конструкций, допустимых к установке на территории городского округа — города Барнаула Алтайского края".

"Девять типов конструкций — это, конечно, мало. В Новосибирске, к примеру, количество вариантов порядка 27. Поэтому на собрании мы предложили расширить этот список до 23 видов рекламных конструкций. Но результаты будут, если власти примут предложения", — говорит Валерий Зырянов.

Наружная реклама в Барнауле не просто сокращается, она становится однообразной, потому что многие виды рекламных сооружений запрещены. Идеи барнаульских архитекторов доказывают, что реклама может гармонично существовать в городском пространстве.

"Здания, обвешенные рекламой, воспринимаются как яркий фантик от конфеты. Однако рекламные носители не должны мешать гармоничному восприятию уличного пространства. Отдельно стоящими рекламными носителями эту проблему не решить. Необходимо рассматривать элементы благоустройства, уличной мебели, рекламу на фасадах зданий, в том числе вывески, витрины и входные группы, в едином комплексе", — комментирует архитектор Иван Быков.

В прошлом году группа архитекторов из творческой мастерской "Д9" разработала проект, который на примере проспекта Красноармейского показал, что рекламу и логотипы компаний можно размещать на уличной мебели, четырехсторонних тумбах, симметрично расположенных пилонах, на декоративных уличных элементах. Архитекторы считают, что при размещении рекламы важно учитывать не только коммерческий интерес бизнеса, но также насколько комфортна и удобна городская среда для граждан.

К примеру, проект "Цивилизованный город" в свое время показал, что вывеска не должна резко выделяться цветом на фасаде зданий, витрины должны быть открытыми, а сами конструкции — содержаться в опрятном виде. Рекламные элементы могут "уживаться" на фасадах и не портить внешнего облика зданий. Достаточно с ними не перебарщивать.

Участники рынка сошлись на том, что в городе необходимо не избавляться от рекламы, а грамотно подходить к ее размещению. По мнению предпринимателей и представителей рекламных агентств, к этому процессу должны подключаться специалисты из разных областей.

Цифра

Долг операторов наружной рекламы перед бюджетом Барнаула составляет 140,7 млн рублей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость