Потребитель

Как в регионе будут защищать бренд "Алтайский мед"

Три месяца назад краевой кооператив "Алтай — медовый край" зарегистрировал наименование места происхождения товара (НМПТ) "Алтайский мед". Документ Роспатента дает право производителям проверять, действительно ли представленный на полках магазинов товар под этим брендом произведен в нашем регионе. По словам председателя кооператива Юрия Богуславского, из торговых сетей уже начали убирать сомнительный "алтайский мед". Как в дальнейшем кооператив будет защищать интересы пчеловодов в этом плане, эксперт рассказал в интервью altapress.ru.

Юрий Богуславский.
Юрий Богуславский.
Анна Зайкова

— Юрий Александрович, "охранная грамота" на бренд "Алтайский мед" у вас на руках. Начали ли вы работу по его защите и борьбе с фальсификатом?

— В настоящий момент мы "гостируем" способ определения алтайского меда. Все необходимые документы отправили в Минсельхоз России и Мин­экономразвития. Теперь ждем подтверждения.

Я больше скажу: информация о том, что было зарегистрировано наименование "Алтайский мед", уже вызвала ажиотаж. Сейчас пошел шквал звонков из других регионов. Например, недавно к нам обратилась фирма из Новосибирской области, которая поставляет алтайский мед в торговую сеть "Мария-Ра". Мы им сказали, что они должны иметь ряд подтверждающих документов.

Алтайский кооператив запатентовал название "Алтайский мед"

Часто бывает так, что на баночке алтайского меда в качестве места производства обозначен совсем другой регион. У покупателей это вызывает как минимум недоумение.

Защита наименования места происхождения товара в первую очередь сводится к контролю выпускаемой продукции. Теперь представители нашего кооператива могут прийти в любой магазин и проверить медовую продукцию. Если она вызывает подозрение, мы можем затребовать пакет документов: паспорт пасеки в Алтайском крае, где был закуплен мед, свидетельство о подтверждении его количества и качества, справка из сельского совета. Последняя выдается владельцу пасеки каждый год в подтверждение численности пчелосемей. После получения документов мы можем сделать несколько контрольных звонков в различные инстанции, выдавшие бумаги.

Следующий этап — это проверка количественного состава. Ведь может получиться так, что закуплена была тонна алтайского меда, а по магазинам разошлись сотни тонн. И все под этими документами.

Если полученные сведения нас не удовлетворяют, мы изымаем пробную партию товара и сдаем в лабораторию. В том случае, если мед соответствует всем параметрам, вопрос снимается. А если нет, по закону в этом случае изымается вся партия и налагается большой штраф.

— Уточните, пожалуйста: пользоваться наименованием "Алтайский мед" могут все местные пчеловоды или только те, которые входят в ваш кооператив?

— Многие заблуждаются, думая, что Богуславский и его товарищи стали обладателями этого бренда и теперь будут всех сгибать в бараний рог. Обратитесь к Гражданскому кодексу, там прописано, что наименованием места происхождения товара может пользоваться каждый субъект, производящий продукцию и находящийся на данной территории. При условии, что он имеет все подтверждающие документы.

Кстати, сертификат МПТ имеет свои преимущества перед торговым знаком. Вспомните знаменитый Adidas. Букву одну изменили — и все, закон не нарушен. В нашем случае такие фокусы не пройдут.

— По вашим расчетам, когда могут начаться реальные проверки?

— Мы уже сейчас, не прибегая к лабораторным исследованиям, проверяем происхождение алтайского меда. Но пока чисто информационно. Панику среди недобросовестных производителей мы уже навели.

— По вашим ощущениям, кто чаще подделывает алтайский мед?

— Сейчас очень много на Алтай приезжает китайцев. Они закупают по 5–6 тонн меда. Подумайте, что такое для Поднебесной с ее миллиардным населением такой объем? Я уверен, что под нашими документами они "проведут" продукцию гораздо большего объема. Часто сомнения вызывают деятельность больших фирм из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Можно зайти в любой столичный супермаркет и увидеть там продукцию под брендом "Алтайский мед", расфасованную где угодно, только не на Алтае.

— Думаете, у вас хватит ресурсов, чтобы с этим бороться?

— Нам важен прецедент. На крупных туристических выставках экспозиции Алтайского края размещаются на сотнях квадратных метрах. А рядом, под боком, стоят небольшие палатки, которые торгуют якобы алтайским медом. Такие случае не единичны. Теперь продавцы так поступать не будут.

В настоящий момент в "Гостином дворе" проходит крупная ярмарка. Из 700 участников торговать "алтайским медом" будут не меньше половины. Хотя из нашего региона туда поехали от силы 20 производителей.

Юрий Богуславский.
Анна Зайкова

Пыльца или спектр

— Насколько я знаю, получению сертификата предшествовала большая научная работа. Из всех методов исследования меда вы выбрали инфракрасный спектральный анализ. Хотя у него есть свои противники, например Сергей Тастан и Союз пчеловодов Алтая.

Фотофакты. В Барнауле открылась самая большая ярмарка мёда

— В общей сложности на исследование было предоставлено 63 образца меда, 40 из которых взяты из самых медоносных районов Алтайского края. Ботанический, пыльцевой, анализ мы сразу отвергли. В нашем регионе произрастает порядка 2/3 растений, которые также встречаются в других территориях Сибири. Поэтому может получиться так, что мед произвели, к примеру, в Красноярском крае, а там такие же цветы, как у нас. Образно говоря: пыльца одуванчика с Красной площади в Москве ничем не отличается от пыльцы одуванчика с площади Баварина в Барнауле.

Изотопный и ДНК-методы исследования меда считаются эффективными, но слишком дорогостоящи. От них пришлось отказаться.

Зарегистрированная в Роспатенте библиотека инфракрасных спектров меда различного географического происхождения, которую разработали специалисты Алтайского государственного университета, легла в основу доказательной базы об оригинальных, неповторимых свойствах нашего продукта. Это исследование было представлено на 150 страницах. Выяснилось, что алтайский мед содержит более тысячи различных химических соединений. Образцы из других регионов не дотягивают до таких показателей.

— Ваши оппоненты утверждают, что этот метод несовершенный и подделывать алтайский мед сможет кто угодно.

— Я же говорю, в меде с Алтая более 3 тыс. химических соединений. Попробуйте подделать! Для этого нужно создать огромные заводы и современные лаборатории. А вот ботанический состав подделать легко. Берется бочка меда и пыльца наших растений, все перемешивается. Специалист смотрит на образец в микроскоп, видит, к примеру, пыльцу донника с предгорья Алтая и делает свои выводы.

— Подскажите, чем закончилось ваше противостояние с Союзом пчеловодов Алтая за наименование "Алтайский мед"? Они ведь тоже подавали документы в Роспатент.

— Это все неправда. На сайте Роспатента есть реестр, по которому можно проследить, какая компания подала те или иные документы. Никто, кроме нас, в это ведомство не обращался. Я полагаю, что о Союзе пчеловодов Алтая начали забывать и они пытаются подогреть к себе интерес, распространяя подобную информацию.

Юрий Богуславский.
Анна Зайкова

На двух уровнях

— В этом году кооперативу "Алтай — медовый край" исполняется три года. Что он из себя сейчас представляет?

— "Алтай — медовый край" представляет из себя многоуровневую кооперацию, которая создана на базе районных объединений. Они могут принимать в свои члены физических и юридических лиц. Перед тем как включить в наш кооператив районное подразделение, мы проверяем его участников. Если их деятельность нам кажется сомнительной, тогда даем отказ. Недавно сказали "нет" одному из кооперативов в Чарышском районе.

В настоящий момент в "Алтай — медовый край" входят четыре кооператива из Солтонского, Чарышского, Целинного и Первомайского районов. Пчеловодческий кооператив из Кытмановского района написал заявление о вступлении, но не внес членские взносы, поэтому мы его пока не считаем.

— В дальнейшем как планируется развивать кооперацию?

Фотофакты. В Барнауле презентовали "импортозаместительный" фестиваль натуральных продуктов

— Можно сказать, что со временем мы войдем в общероссийский кооператив, а может, выйдем на международный уровень, ведь мечтать не вредно. Но, на мой взгляд, нужно довести до совершенства то, что уже есть. Естественно, в наши планы входит постепенно увеличение пасек на Алтае. В этом плане кооператив может оказывать юридическую и консультационную помощь.

В дальнейшем мы планируем создать собственный пчеловодческий племрепродуктор. Сейчас большинство пасек ориентировано на среднерусскую пчелу, хотя и карпатская порода тоже получила свое распространение. Она считается более миролюбивой. Среднерусская пчелка агрессивнее. Уже на подходе к пасеке она так жужжит над ухом, что страшно становится (смеется).

Не исключено, что со временем в структуре краевого кооператива появится своя кредитная организация. Это позволило бы субсидировать пчеловодов, которые в дальнейшем рассчитывались бы продукцией, готовой к реализации.

— У членов кооператива есть проблемы с получением займов?

— Нас вообще не замечают. Проблемы начинаются при страховании пчелосемей. Если приблизительную стоимость коровы или свиньи страховые компании представляют, то как оценивать пчел, они вообще не знают. А без страховки получить кредит практически невозможно. В этом смысле в пчеловодстве огромные проблемы. У нас даже всероссийского закона, который бы регламентировал этот вид деятельности, нет.

— На ваш взгляд, насколько эффективна государственная поддержка кооперативов?

— Поддержку могут получить непосредственно члены кооператива, зарегистрированные как личные подсобные или фермерские хозяйства. К примеру, КФХ приобретает технику, часть стоимости государство ему возвращает. Компенсаций на приобретение пчелосемей у нас нет. Я полагаю, что механизм поддержки самих сельскохозяйственных кооперативов требует доработки.

Специальный вопрос

— В августе в Барнауле на площади им. Сахарова проходила традиционная медовая ярмарка. Ее размещение вызвало у многих людей недоумение, дескать, палатки располагаются в непосредственной близости с дорогой, пыль от которой может попасть в продукцию. Не считаете ли вы этот формат торговли устаревшим и будете ли его менять?

— Мы обдумываем разные варианты, но пока не хватает финансовых возможностей для их реализации. Краевая и городская администрации поддерживают нас только информационно. Открытие ярмарок, выступление коллективов, аренда торговых мест осуществляется за собственный счет. Установка большого шатра для размещения выставки на площади Сахарова потребует несколько миллионов рублей. Таких средств у нас пока нет. Да, я согласен, с экологией в центре города есть свои проблемы. Конечно, можно перенести ярмарку меда в парковую зону. Но и в этом случае могут появиться недовольные.

О чем еще рассказал собеседник

О медовом сезоне

— С 9 октября в Барнауле начнется праздник "Золотой улей". Он ознаменует окончание сезона. По предварительным данным, меда на Алтае в этом году произведено меньше на 25–30%. Но качество его оказалось лучше. Особенно шикарным в этом году получился дягилевый и таежный мед. Вкус у него взрывной. Цены на медовую продукцию последние годы мы стараемся не менять.

О туризме

— Туристическое направление в пчеловодстве развивается очень мощно. Здесь есть два аспекта. Первое — познавательный туризм, когда люди приезжают на пасеку на 2–3 часа, пчеловод проводит экскурсию, угощает продукцией. Здесь же люди могут ее приобрести. Ну кто не купит меда, когда видел, как он производится? А если еще примет участие в качке, то точно хоть баночку, но возьмет. Второй вариант — это пасека как природная здравница. Это специально оборудованные объекты, где есть не только смотровые ульи, но и кабинки для сна на ульях, отдельные домики для туристов. В прошлом году ко мне на пасеку приезжал режиссер из Москвы. Каждое утро он пил свежее молоко, ходил босиком, косил траву, ночью спал на раскладушке между ульями и любовался звездами. Уезжая, признался, что это был потрясающий релакс. Мы сейчас разрабатываем различные варианты оздоровления: ароматерапию или дыхание над ульем, восковые комнаты по аналогии с соляными и медовое SPA. Первая туристическая база с элементами медового SPA будет открыта в следующем году недалеко от Белокурихи.

О краевом законе

— Закон Алтайского края "О пчеловодстве" был принят в 2010 году. В этом документе прописаны основные правила игры. Летом ко мне часто обращаются жители населенных пунктов и жалуются на соседей, которые разводят пчел. Я сразу объясняю: "Возьмите закон, пригласите участкового и идите предъявляйте соседу претензии". В законе четко прописано: с 5 по 15 мая пасеки должны быть вывезены на кочевые места. Одно дело когда у соседа немного пчел, а когда их массовое скопление, это становится опасным, особенно для людей с аллергическими реакциями.

Досье

Юрий Богуславский.
Юрий Богуславский.
Анна Зайкова
Юрий Александрович Богуславский родился 6 января 1956 года в селе Бочкари Целинного района. Здесь же окончил среднюю школу. В 1976 году поступил в Алтайский институт культуры на специальность "Режиссер массовых праздников и театрализованных представлений". После окончание учебы участвовал в агиттеатре, ездил на строительство БАМа. С 1988 года работал преподавателем в родном институте. Когда в стране началось кооперативное движение, решил сменить сферу деятельности и заняться бизнесом. Совместно с партнерами организовал фирму, которая объединяла больше 30 пасек по всему краю. После небольшого перерыва вновь начал заниматься пчеловодством. В декабре 2012 года он был выбран председателем краевого кооператива "Алтай — медовый край".

Цифра

Пять выставок-ярмарок по продаже меда в этом году провел кооператив Юрия Богуславского/

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость