Жизнь

Отпуская "лошадей": как в России изменят систему ОСАГО

Осенью Госдума рассмотрит поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). В течение августа стало известно о многочисленных поправках в этот документ, которые предлагают и власти, и страховщики. Лишь часть готовящихся изменений будет в пользу автолюбителей. 

Автомобили на улицах Барнаула.
Автомобили на улицах Барнаула.
Михаил Хаустов

Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает поднять стоимость ОСАГО для злостных нарушителей ПДД. Так, повышающий коэффициент для тех, кто нарушает ПДД более 5 раз в год может составить 1,86 к базовому тарифу. Для тех, кто получает от ГИБДД более 10 штрафов за год, предполагается увеличить стоимость полиса в 2-3 раза.

Против нововведения высказались многие эксперты, в частности – Федерация автовладельцев России (ФАР). Противники идеи указывают на то, что уже сейчас в ОСАГО действует система скидок за безаварийное вождение, при которой для устроившего аварию водителя на следующий год полис будет стоить дороже.

Тарифы ОСАГО запретили менять чаще, чем раз в год

ФАР противится и другой инициативе РСА – увеличить штрафы за езду без полиса ОСАГО. Сегодня это "стоит" 800 рублей. Страховщики предлагают поднять эту планку в 10 раз – до 8 тыс. рублей. Инициативу уже поддержали в Минфине. Поправки в КоАП подготовлены и направлены в Государственную думу. "Это предложение РСА не столько вызовет страх перед наказанием, сколько еще больше оттолкнет автовладельцев от легального страхования к нелегальному, простимулирует мастеров контрафакта к изготовлению качественных полисов-подделок", - пишут члены ФАР в своем письме Минфину и Центробанку.

Другая инициатива также вызывает споры, но на этот раз РСА приходится выступать оппонентом к авторам идеи. Так, Минфин подготовил поправку к закону об ОСАГО, которая предполагает больше не учитывать мощность мотора автомобиля при расчете стоимости полиса. Как пишет "За рулем", представители министерства ссылаются на данные МВД. Из них следует, что никакой связи между аварийностью и мощностью автомобиля не прослеживается, поэтому особого смысла привязывать одно к другому тоже нет.

Пробки. Автомобили.
Михаил Хаустов

В РСА же говорят: прямую связь между мощностью и убыточностью доказывает не статистика первичных фиксаций аварий ГИБДД, а статистика выплат и расчета ущерба. По расчетам союза автостраховщиков, отмена мощностного коэффициента не только снизит стоимость страховки для мощных автомобилей (экономия составит 340 рублей - 2 тыс. рублей), но и приведет к удорожанию страховки для маломощных авто. "Очевидно, что эти машины нанесут при аварии куда меньший вред при столкновении другому автомобилю, пешеходу, нежели крупный джип" - говорится в пресс-релизе РСА.

Иван Абабков,
директор Алтайского филиала компании "СОГАЗ":

Полная отмена мощностного коэффициента приведет к снижению объема сборов по ОСАГО и, как следствие, росту убыточности этого вида страхования, что вновь поставит вопрос о необходимости корректировки базового тарифа. Более актуальным на сегодняшний день является вопрос корректировки коэффициентов, связанных с возрастом и стажем вождения. Действующая вилка этих коэффициентов не позволяет в полной мере применить индивидуальный подход к расчету тарифа для всех автомобилистов.

СМИ: страховщики перестали продавать полисы ОСАГО иногородним

И это далеко не все поправки, которые подготовил Минфин к закону об ОСАГО. Как сообщила газета "Ведомости", чиновники собираются ввести еще как минимум три изменения. Если их примут, то владельцы новых машин, которым не нужно проходить техосмотр каждый год, смогут купить полис сроком действия в несколько лет. Во-вторых, лимит возмещения ущерба при оформлении ДТП по европротоколу увеличится с 50 тыс. до 100 тыс. рублей. В-третьих, в законе прописано, что ответственность за некачественный ремонт машины на сервисе должен нести страховщик.

Федеральные СМИ предполагают, что если депутаты Госдумы примут эти поправки в закон об ОСАГО, то они могут начать действовать уже с начала 2017 года.

Зато совершенно точно с 1 января 2017 года для страховых компаний будет действовать требование продавать полисы в электронном виде. Сейчас такую услугу добровольно предоставляют лишь 15 компаний из более чем 80. При этом клиенты жалуются, что с помощью онлайн сервисов купить полис "автогражданки" не удается. Чаще всего автомобилисты видят сообщение "Связь с сервером не установлена". Напомним, со следующего года за каждую обоснованную жалобу на отсутствие возможности купить полис ОСАГО через интернет страховой компании придется платить по 300 тыс. рублей. 

Справка

В июле 2016 года средняя стоимость полиса ОСАГО составила чуть более 6 тыс. рублей, средняя выплата – около 70 тыс. рублей.

В январе-июле 2016 года автостраховщики ОСАГО увеличили сборы на 16% - до 134 млрд рублей к аналогичному периоду 2015 года. Сумма выплат по страховым случаям в сегменте ОСАГО за этот период составила 88 млрд рублей, увеличившись на 32% по сравнению с январем-июлем 2015 года.

Источник: сайт РСА.

Факт

По данным Центробанка, в I квартале 2016 года автовладельцы в Алтайском крае купили 118 тыс. полисов ОСАГО. Это на 18% меньше, чем в январе-марте 2015 года.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость