Какой должна стать армия?

В октябре этого года министр обороны России Анатолий Сердюков заявил о начале военной реформы. Ее суть: сокращение численности армии и флота (с 1,2 млн. до 1 млн. человек), упразднение института прапорщиков и мичманов, сокращение в 1,5–2 раза количества частей и соединений во всех родах войск.

А есть ли план?

Сергей Тимченко
ветеран военной службы, подполковник запаса:

– Есть такое выражение: "генералы готовятся к прошедшей войне". Мне кажется, оно не потеряло актуальности и сейчас. Вот читаю в планах нынешней армейской оптимизации: уволить 117 тысяч офицеров до 2012 года. А зачем? Нынешней осенью согласно указу президента должно быть призвано 220 тысяч новобранцев. И весной столько же. Итого – 440 тысяч в год. Сократите срочную службу, а из офицеров-профессионалов создайте элитные подразделения подобные "Альфе" и "Вымпелу". Пользы от них будет куда как больше, чем от необученных пацанов.

Мне могут возразить: в наших спецназах подполковники выполняют те же функции, что у американцев сержанты. Согласен. В нашей армии в последние годы произошла девальвация воинских званий и должностей. За зарплату сержанта или лейтенанта стало стыдно ходить на службу. Этот перекос начали восполнять завышением должностей. Еще 20–25 лет назад считалось нормальным уволиться из армии, дослужившись до капитана. Сейчас, если офицер увольняется в звании ниже подполковника, значит, он вообще дурака валял. То есть нагоняли должностями, чтобы люди хоть чуть-чуть стали получать, а теперь начинаем сокращать. На мой взгляд, повально увольнять людей, которых готовили к службе, – это бред. Увольнять надо ленивых, недисциплинированных, несостоявшихся в профессиональном плане.

Армии действительно нужна модернизация. Нужно перевооружаться, осваивать современную технику, совершенствовать управление. Однако начавшаяся реформа представляется мне полной неожиданностью не только для рядового и офицерского состава, но и для командования на местах. Минус 200 генералов, плюс 10 000 лейтенантов – это просто красивые цифры, под которые будет подгоняться ситуация. Если бы существовал детально проработанный план реформы, цифры никогда не были бы круглыми.

А вот задумка военного руководства страны изменить структуру оперативного управления Вооруженных сил мне нравится, но выдавать ее за новацию не стоит. Убирать полки, внедрять бригадную систему собирался в бытность министром обороны еще Павел Грачев. А необходимость такой перестройки стала очевидна уже в Великую Отечественную войну. 

Тыл в погонах нам не нужен

Андрей Калашов
капитан запаса ВВС, ветеран боевых действий:

– В принципе я согласен с предложенным реформированием Вооруженных сил. Сокращать надо управления, дивизии, армии, бригады и прочие структуры, выполняющие роль посредников. Сократив или, возможно, объединив их, мы получим меньшее количество руководящего и тылового состава и, соответственно, уменьшим расходы на содержание аппарата. Схема округ – оперативное командование – бригада, если уж не станет эффективной, то по крайней мере сократит время согласования документов и высвободит Вооруженные силы от дармоедов.

Да, да, сегодня в армии очень много дармоедов и личного состава, который их обслуживает. Вот с них и надо начинать сокращение.

Я уверен, что тыл в погонах нам абсолютно не нужен. Будет лучше, если автомобильная, продовольственная, вещевая и прочие службы включая ветеринарную и службу ГСМ будут укомплектовываться граждан­скими людьми. 

Возьмем для примера продовольственную службу. Питание, которое получает сейчас военнослужащий, съедобным назвать можно лишь условно. Но денег, которые выделяются на закупку продовольствия и содержание кадровых офицеров продовольственных служб и управлений, достаточно, чтобы заключать договоры с гражданским общепитом и требовать от него качественного питания согласно нормам довольствия. Кроме того, жалобы солдат и офицеров на гражданское лицо будут рассматриваться более охотно, нежели аналогичные жалобы командиру полка на его заместителя.

То же касается вещевой службы. В декабре 2000 года в Ханкале, на центральной базе объединенной группировки российских войск, произошло возгорание палатки, в которой были размещены 16 человек, в том числе и я. Три человека погибли, остальные получили сильные ожоги и отравления. Естественно, сгорело все имущество... Но нам так никто и не списал утраченного военного обмундирования и, соответственно, не выдал нового. Все ответы сводились к тому, что документы на списание находятся в управлении армии. Потом они потерялись. Потом нам предложили за свой счет приобрести обмундирование в магазине... А при увольнении из Вооруженных сил мне пришлось заплатить за утрату. 

А еще в армии есть служба расквартирования, тоже в погонах. Не пойму, зачем? Должности снабженцев в армии в интересах ее личного состава должны занять гражданские лица.

Реформа уже началась

Виктор Заварзин
генерал-полковник, председатель Комитета Государственной Думы по обороне:

– Должен не согласиться с одним из участников дискуссии. План военной реформы в России существует. Причем не только в головах первых лиц Министерства обороны. 13 ноября с ним знакомились депутаты Государственной Думы. На расширенном заседании нашего комитета начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров представил "Основные положения новой стратегии строительства Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года". И думаю, в ближайшее время с этим документом можно будет ознакомиться на сайте Министерства обороны. 

Николай Макаров подчеркнул, что в результате долгосрочного строительства Вооруженных сил к 2020 году страна должна иметь армию самого высокого уровня, а также сообщил, что в Министерстве обороны уже приступили к разработке нормативно-правовых документов для проведения всего комплекса мер, связанных с модернизацией армии и флота, сокращением офицер­ского состава и прапорщиков. Мы получили ответы на все интересующие вопросы, которых было немало.

Основное внимание участников заседания привлекли проблемы, связанные с осуществлением мероприятий по формированию и новой конфигурации облика Вооруженных сил, в том числе изменения их структуры, состава и численности.

Главное, о чем с беспокойством говорили депутаты, – социальное обеспечение тех военнослужащих и членов их семей, которых непосредственно коснутся организационно-штатные мероприятия, иными словами, сокращение. 

Но в целом необходимость модернизации Вооруженных сил ни у кого не вызвала сомнений. Депутаты согласились с тем, что для реализации задач, поставленных президентом России в данной области, предстоит серьезная законодательная работа. В противном случае реформа не может быть успешной. Выстраивать ее совместно с Министерством обороны предстоит очень многим государственным структурам.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость