– "Движение возмущенных", или "15М" (от даты первой массовой акции – 15 мая 2011 года), зародилось в Испании, – рассказывает Ирина Шутова де Парра, художница из испанского города Альмерия, в 1990-е годы – барнаульская предпринимательница.
О том, что происходит в этих странах, рассказали свидетели и участники событий.
Корабль на мели
На одной из площадей Альмерии – палаточный лагерь. Рядом – дешевые магазины, климат – просто курорт. Можно весело проводить время, травить анекдоты и загорать. Большая самодельная вывеска "Площадь возмущенных" висит здесь с лета – чиновники и не думают ее убирать. А кому она мешает? У них нет политической программы, но есть манифест "15М" с требованием списать долги банкам.
– Была иллюзия богатства и процветания – и вдруг кризис... И ничего нет. Простые люди видят только борьбу политиков за власть, корабль встал на мель и требует ремонта и свежего ветра! Они считают, что этот ветер – "15М", – говорит Ирина.
А в США "возмущенные" разбили палатки прямо у логова главных, как они полагают, виновников кризиса – у Нью-Йоркской биржи. "Захвати Уолл-стрит!" – этот хлесткий лозунг быстро распространился по планете. "Посадить жирных котов-банкиров!" – требуют они.
Живут в этих палатках люди, потерявшие сначала работу, а потом и жилье, взятое в ипотеку…
Жить, как раньше
В Испании "возмущенные" – чаще всего молодые люди. Многие даже не захотели окончить школу, хотя среднее образование здесь бесплатное. "Молодые без будущего" – их лозунг.
Подруга Ирины – одна из активистов "15М" в Альмерии. 32 года, ребенку четыре. Летом, когда она еще часто давала интервью журналистам, работы у нее не было.
– Работы здесь очень много, но это работа для профессионалов, – объясняет Ирина. – Для людей без образования есть множество бесплатных курсов, учитесь – было бы желание. Когда-то они окончили такие курсы, как-то трудоустроились, взяли жилье в ипотеку, а в кризис потеряли работу. Им надо переучиваться, а они хотят жить, как раньше.
– В США кредиты раздавали людям, которые никак не могли доказать свою платежеспособность. Сегодня они не могут платить, а кто-то виноват. Так за каким чертом вы брали жилье в кредит, зная, что не в состоянии будете его оплатить? – не понимает Ольга Решетняк из Рочестера (США).
…За каждый год, проработанный в Испании, житель этой страны вправе получать пособие – "социал" – в течение четырех месяцев. Три года поработал – год живи на "социал". В Альмерии знакомые Ирины получают по 426 евро в месяц – отчаянно мало на безбедную жизнь.
– Пособие они получили на 21 месяц, после этого надо шесть месяцев поработать и можно снова претендовать на "социал", – рассказывает художница. – Почему эти события начались только сейчас? Кончился срок, на который выдали пособие.
В США среднее пособие безработному – около $ 1 300 в месяц: полтора прожиточных минимума. Жить можно, оплачивать ипотеку – нет.
– Есть люди, которые за два-три года ни разу не заплатили по кредиту, и они еще надеются, что их там будут держать вечно, – удивляется Ольга.
Спящие креветки
С первых дней "возмущенные" называли себя "спокойными". Они шли с цветами и транспарантами – никто не желал громить витрины, как это случилось, скажем, в Риме 15 октября. И кто теперь разберет, почему мирные протесты вылились в погромы и драки с полицией?
– На пути домой мирные участники нашей акции задавались вопросом: "А не были ли те, кто разрушал, призваны саботировать протест?" – рассказывает Аби Огада-Осир, студентка
Международного университетского колледжа (Турин, Италия). – Самый быстрый способ подорвать сложный, мирный и разнообразный по числу идей протест – это сделать его
насильственным.
– В обществе надо что-то менять, но я всегда против насилия, – размышляет Ирина. – В Испании есть пословица: "Спящую креветку несет по течению". Жизнь меняется –
надо просыпаться. Подругу я убедила, что таким путем они ничего не добьются, посоветовала ей пойти учиться. И она окончила курсы массажистов и уже зарабатывает.
Иммунитет к "испанке"
У "возмущенных" нет явных лидеров. Но зато есть странички в "Фэйсбуке". И шествия, и сбор денег на "агитматериалы" они без труда организуют через Интернет. Дата каждой новой акции – 15-е число. Их требования быстро вышли за рамки первых лозунгов тех, кто просто желал вернуть хорошую жизнь.
– Я принял участие в акции против приватизации управления водными ресурсами в Италии, – говорит Томмасо Дотти, еще один студент Международного университетского колледжа.
А пока элиты думают, как помочь своим странам обрести иммунитет к этой новой "испанке" с ее непобедимым интернет-сообществом и вавилонским столпотворением наций, "возмущенные"
пишут друг другу электронные письма вроде этого:
"Дорогие протестанты! Если вы пришли сюда, чтобы уменьшить разрыв между „богатыми“ и „бедными“ в вашей собственной стране... Пожалуйста, идите домой. Если вы пришли, потому что шесть миллионов детей умирают от голода каждый год, оставайтесь навсегда. И если вы останетесь навсегда, я буду знать, что живу в идеальном мире"*.
"Искренне верю в пацифизм"
Одна из участниц октябрьской акции в Риме ответила на вопросы.
Аби Огада-Осир, студентка Международного университетского колледжа (Турин, Италия).
– Почему ты участвовала в этой акции?
– У корпораций сегодня слишком большая власть, и часто они пользуются ею в ущерб базовым человеческим нуждам, будь то доступ к лекарствам против СПИДа или право на самоопределение. Акция 15 октября была удобным случаем, чтобы присоединиться к этим идеям.
– Ты живешь в Турине, как добиралась до Рима?
– Я ехала восемь часов в автобусе, предоставленном протестной группой NO TAV (No to the High Speed Train – движение против строительства скоростной железной дороги. – Прим. авт.). Это движение – пример того, как реагируют люди на неуважение со стороны правительства. Оно пытается противостоять правительственному проекту, из-за которого разрушаются горы в районе французско-итальянской границы, наносится ущерб природе и здоровью людей. Кроме того, отлично работающая железная дорога уже связывает Италию и Францию. Всегда плохо, когда правительство принимает решения, непосредственно затрагивающие какую-то группу, не советуясь с этой группой, не изучая последствий.
– Каковы ваши требования?
– Участие общества в принятии решений. Больше внимания к изучению последствий таких решений.
– Услышит ли вас правительство?
– Правительство нас слушает. А пока оно принимает решения, я также присоединяюсь к идее, что "индивидуальное есть политическое". Демократия нечто большее, чем голосование раз в четыре года. То, как я взаимодействию с людьми каждый день, мой выбор потребителя, который я совершаю, моменты, когда я действую и когда я молчу, – все это политический выбор. 15 октября – символическое напоминание о том, что каждый из нас обладает силой выбора.
– Но акция закончилась погромами…
– Очень немногие участвовали в разрушительных действиях. Но СМИ отдали приоритет рассказу именно об этом, и я воспринимаю это как прославление насилия. Они как бы говорят: "Если вы разрушаете, СМИ будут уделять вам внимание". СМИ недоговаривают о требованиях тех, кто вел себя мирно (а их большинство) и наслаждался различиями во взглядах и философиях, делился позитивной энергией в процессе поиска лучшего мира. Я лично не поддерживаю насилие и искренне верю в пацифизм.
* Из письма Ибрагима Огада-Осир сестре Аби.
Цифра
150 тысяч – столько человек приняли участие в манифестации в Риме 15 октября.
Надежда и Татьяна Скалон
Самое важное - в нашем Telegram-канале