— Игорь Викторович, что изменилось за последний год в комплексе и какие объекты появятся в ближайшее время?
— Летом прошлого года произошли перемены в учредительском составе казино. Новым собственником стал Владимир Кутьев, сибирский бизнесмен из Новокузнецка. Он принял решение развивать комплекс, инвестировать средства не только в игорный, но и в туристический сегмент. Раньше владелец никогда игорным бизнесом не занимался, поэтому решил пригласить специалистов для управления комплексом. Изучив этот узкий рынок, он остановил выбор на нашей управляющей компании General Manager, которая специализируется на управлении объектами игорного и развлекательного бизнеса. Я являюсь ее владельцем.
Сейчас комплекс находится в стадии активного инвестирования. В этом году практически полностью сдали в эксплуатацию отель, с декабря работает круглосуточный ресторан. В цокольном этаже в апреле начнет функционировать бильярдный клуб. В мае здесь появится современный караоке-клуб с профессиональным оборудованием. К началу лета в комплексе заработает SPA с полным спектром услуг.
Казино — стержень комплекса Altai Palace. Здесь тоже все меняется. Собственник вкладывает деньги, покупает новое оборудование, чтобы казино соответствовало современным международным стандартам.
Владелец также планирует благоустроить территорию. Рядом с комплексом появится летний бассейн с лежаками, барами, шатром 260 кв. метров. Днем здесь можно будет загорать, вечером культурно проводить время. Думаю, к наступлению нового турсезона все объекты будут готовы.
— Вы знаете, почему произошла смена собственника?
— Если бы в комплексе все было хорошо, то этого бы не случилось. В конце 2015 – начале 2016 года наблюдалась устойчивая стагнация, начались задержки заработной платы. К тому же в казино важно иметь большую сумму оборотных средств, чтобы обеспечивать выигрыши игроков. Одна-единственная задержка или невыплата подорвет репутацию заведения настолько, что может возникнуть вопрос дальнейшего его существования. При любых обстоятельствах казино должно гарантировать выплаты выигрышей своим гостям.
Предыдущие владельцы это тоже понимали. Но так как денег не было, им пришлось сильно ограничить уровень ставок. Соответственно, игрокам было скучно сюда ехать. Отсюда — низкая посещаемость, невысокий оборот и заработок. Персонала много, а денег не хватало.
Сейчас мы стараемся изменить имидж заведения, само отношение к культуре игры у гостей и персонала. Инвестор хочет, чтобы сюда приезжали отдыхать также семейные пары с детьми. У нас есть детская комната, на улице будет большая игровая площадка. Казино — это один из элементов большого развлекательного комплекса. Туристы, которые сюда приезжают, не обязаны играть в азартные игры, они могут просто отдыхать.
— По вашим оценкам, как выглядит алтайская игорная зона на фоне других российских зон?
— "Сибирская монета", пожалуй, одна из самых трудоемких в плане развития игорных зон в нашей стране. Здесь до сих пор нет асфальтированной дороги, проблемы с коммуникациями. Вокруг, кроме красивых пейзажей, ничего нет. Ближайший город, Горно-Алтайск, находится в 35 км. По сравнению с локацией казино, например, в Сочи мы однозначно проигрываем. Ведь там есть море, международный аэропорт, высококлассные рестораны, пятизвездочные отели и горнолыжные курорты. В Сочи можно долететь из любого крупного города России, причем совсем недорого. На Алтае тоже есть горнолыжные курорты, но "Роза Хутор" (Сочи) и "Манжерок" — это, конечно, небо и земля.
У калининградских коллег тоже интересное расположение. Они, можно сказать, в Европе, на берегу Балтийского моря. Отличное транспортное сообщение, хорошая туристическая и климатическая зона. Казино в Приморье ориентировано в основном на китайского потребителя — для них это стратегически верный шаг. Могу сказать, что из всех российских игорных зон алтайская по праву считается самой сложной во всех отношениях, как для собственника, так и для менеджмента. Нужно сделать так, чтобы люди хотели сесть в машину и проехать сотни километров для отдыха здесь.
Работают "остатки"
— Какие еще особенности игорного бизнеса вам пришлось учитывать в работе здесь?
— Сам по себе игорный бизнес довольно наукоемкий. Нужно обладать знаниями, правильно выстраивать бизнес-процессы и взаимоотношения с игроками. Существует много специфических особенностей в игорном бизнесе, при этом нет ни одного учебного заведения, которое бы выпускало, к примеру, менеджеров казино. Более того, в России легальный игорный бизнес фактически отсутствует на протяжении восьми лет. Пара казино в "Азов-Сити" (Краснодарский край), при всем уважении, не в счет.
Сейчас сложилась такая ситуация, что квалифицированные менеджеры казино — это те люди, которые начали работать еще в 1990-х и сохранили свой опыт, знания и стремления в период полного отсутствия занятости в собственной стране. Таких немного, а новых специалистов нет — им неоткуда взяться. Поэтому новым российским владельцам игорных домов нужно либо приглашать иностранные компании, либо обращаться к тем "остаткам" большой индустрии, кто работал эти годы за границей, в ближнем, дальнем, а иногда и очень дальнем зарубежье. Наша компания General Manager — одна из немногих, которая осталась в игорном бизнесе после 2009 года, когда закрылись все российские казино.
— Туристический бизнес в Алтайском крае имеет выраженный высокий сезон. А игорный?
— В игорном бизнесе в целом сезонность не имеет четких границ. К примеру, в крупных городах летние месяцы в казино характеризуются как не сезон. Многие потенциальные потребители предпочитают проводить это время в теплых странах. Здесь же, на Алтае, летом мы, наоборот, ожидаем активный спрос. Связано это именно с тем, что в эти месяцы в Алтайский край и Республику Алтай приезжает много туристов.
Традиционные месяцы высокой посещаемости в любых казино — октябрь, ноябрь и декабрь. Все возвращаются из отпусков, проводят досуг в близлежащих развлекательных заведениях, плюс в конце года люди обычно активнее тратят деньги. Подобные тенденции наблюдаются не только в игорном бизнесе.
— Почему, на ваш взгляд, в "Сибирскую монету" не заходят новые инвесторы?
— В России сейчас не самое прекрасное экономическое положение у большинства потенциальных инвесторов. И найти инвестора, готового вложить несколько миллиардов в проект с непонятным сроком окупаемости, довольно сложно. Плюс существуют политические риски. К примеру, казино в краснодарской игорной зоне "Азов-Сити" существует почти семь лет. Сейчас у них забирают возможность работать. Такое вряд ли можно встретить в развитых капиталистических странах.
Получается, что люди строят бизнес, вкладывают деньги, а через пять лет власти им говорят, что передумали. Прибавьте к этому крайне негативный имидж игорного бизнеса в обществе, сформированный в России за несколько лет в 2000-х годах, когда "чернуха" лилась на казино из всех мыслимых источников. Чтобы к нам на Алтай пришли новые инвесторы, нужно хотя бы со строительства дороги начать.
Проще добраться до Барселоны
— Что мешает расширять клиентскую базу Altai Palace?
— Сейчас из Новосибирска проще улететь на Кипр или опять же в Сочи и играть там, чем приехать сюда: дорога на машине займет около 10 часов, и это единственная возможность добраться на Алтай. К тому же зимой дорогу здесь периодически перекрывают из-за буранов. Авиасообщение предполагается только в летние месяцы, а сейчас местный аэропорт принимает лишь два рейса в неделю из Москвы. Это, пожалуй, главная причина.
— Из каких регионов посетители приезжают в ваш комплекс?
— Прежде всего из Алтайского края, Республики Алтай, Кузбасса и из других сибирских регионов. Все завязано на транспортном сообщении. Пока были авиарейсы из Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга, мы видели больше посетителей из этих городов. Сейчас авиасообщения с этими городами нет. Мне кажется, из Красноярска проще и быстрее добраться до Барселоны, чем до Горно-Алтайска.
— И когда к вам поедут отдыхающие?
— Уже сейчас. Мы наблюдаем за последние полгода устойчивый положительный тренд: появляются новые посетители, которые раньше сюда не приезжали. Возвращаются те, кто бывал год-два назад. Как и в любом казино, мы ведем всеобъемлющую статистику, которая позволяет нам видеть срез нашего потребителя и отслеживать тенденции.
Конечно же, с началом туристического сезона мы ожидаем бум. На Алтае, есть свой классный отдых — много хороших турбаз: "Алтика", "Финская дача", "Турсиб", "Бирюзовая Катунь" и другие. Возможно, многие туристы, которые побывают здесь, пожелают заехать и к нам.
Специальный вопрос
— Почему до сих пор люди с опаской относятся к казино?
— На самом деле игорный бизнес понятен и чист. Негативный образ возник из-за бандитских историй, которые были в России в 1990-е годы. В то время чего ни коснись — все было криминальным, даже кафе-мороженое. В кинематографе казино вечно носит негативный образ. Людям нравится считать, что казино — это наркотики, деньги и проститутки, золото и обман. Режиссеры этим спекулируют. Плюс черная PR-кампания против игорного бизнеса, которая была в 2000-х годах. Все — от желтой прессы до государственных телеканалов — поливали этот бизнес почем зря и с удовольствием.
После такой тщательной обработки мозгов можно к любому виду деятельности вызывать у социума устойчивое отвращение. А теперь презентация нового казино сопровождается одобрительным эхом в прессе. Что же изменилось, хочется спросить? И как теперь отмываться перед согражданами? Мне по роду деятельности выпадает возможность общаться с бизнесменами из очень разных сфер. По их рассказам, игорный бизнес просто пример добродетели и порядочности. От себя скажу, что мы точно самые аккуратные налогоплательщики.
О чем еще рассказал собеседник
О дороге
— В прошлом году проложили 150 метров асфальта около комплекса из 8,5 км дороги. И пока на этом все. Возобновятся ли работы в этом году, мне неизвестно. Фактически дорога есть. На ней нет асфальтового полотна. Я не строитель, но мне кажется, что уже проделана большая часть дорожных работ. Полагаю, краевые власти будут стараться решить этот вопрос.
О перспективах
— Думаю, "Сибирская монета" станет определенным местом притяжения игроков и туристов, но только локальным. Даже при наличии качественного и быстрого темпа развития вряд ли мы получим устойчивый поток посетителей из Москвы, Питера или зарубежья. Хотя Сибирский регион огромен, и стать известным казино за Уралом — уже хорошая цель.
Дальнейшее развитие "Сибирской монеты" зависит от инвесторов, которые будут развивать рядом другие объекты игорного бизнеса. Если это произойдет, то, возможно, через десяток лет мы увидим здесь уверенную игорную зону, которая получит шанс выйти на федеральный уровень. Altai Palace сейчас выполняет роль пионера. Думаю, крутым объектом отдыха на локальном уровне он точно станет.
Досье
Игорь Викторович Речка родился 24 ноября 1976 года в Москве. После школы окончил лесной техникум, служил в армии. В 1997 году пошел работать в казино крупье, одновременно получил образование эколога в Московской академии имени К. А. Тимирязева. С 2002 года был редактором специализированного интернет-ресурса STAFFROOM, издавал газету "Казино Изнутри", а позже журнал Casino Magazine. С 2007 года — совладелец и гендиректор компании General Manager. Занимается исследованиями в области азартных игр, адаптацией международного опыта игорной индустрии.
Цифра
34,4 млн рублей налога от игорного бизнеса уплатили в Алтайском крае в 2016 году. В 2015 году — около 30 млн рублей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале