Закон получил длинное название: "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности".
Как сообщили в краевом управлении по развитию предпринимательства, основной целью введения ОРВ является "недопущение необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия нормативно-правового акта органами местного самоуправления, а также оценка возможных последствий нового регулирования".
Например, администрация города решила изменить правила предоставления земельных участков. Она будет обязана разместить об этом уведомление и сам проект постановления. Далее все заинтересованные стороны смогут направлять в мэрию свои замечания и предложения. Они так же подлежат публикации. При этом подразделение администрации города, которое является разработчиком нового документа, обязано оценить все риски для бизнеса и бюджета. В итоге должен появиться (если появится) не келейно разработанный и тихо принятый, а совершенно прозрачный и всем понятный нормативный правовой акт.
Термин ОРВ — не нов в России. Данная система уже внедрена во многих регионах. В Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства детально занимаются этой темой. И отмечают ряд проблем: где-то ОРВ превратилась в профанацию, где-то чиновники не выкладывают в сети все необходимые документы, где-то бизнес ведет себя пассивно в ходе публичных обсуждений законов.
Тем не менее местные предприниматели пока позитивно оценивают нововведение.
Татьяна Ларина,
руководитель фирмы “Русская династия”:
Это полезный механизм. И я почему-то сейчас верю, что он заработает. Главное, чтобы предпринимательские объединения не сидели в стороне.
Людмила Замышляева,
соучредитель компании “Старк”:
Закон хороший. Но будет ли он работать — большой вопрос. Ведь власти неинтересно наше мнение. Хотя цель у нас у всех должна быть одна — развитие.
Бизнес играл первую скрипку
Вадим Живулин,
директор департамента Минэкономразвития РФ:
Мы принципиально не делим ОРВ по ролям между государством и бизнесом. Кто главнее и кто важнее в данном случае — это как руки с ногами сравнивать. В случае с ОРВ фраза про "общее дело" — это не сотрясание воздуха, а жизненная необходимость. За последние несколько лет у нас накопилось много примеров. В каких-то первую скрипку играл бизнес. Эксперты писали письма, приезжали на совещания, устраивали чуть ли не митинги. Именно благодаря им предотвращалось принятие нормативных актов, способных нанести существенный и необоснованный урон бизнесу. Но были и обратные случаи. Когда во время публичных консультаций стояла тишина звенящая, на наши письма и вопросы поступали формальные отписки, давались несодержательные отклики.
Источник: сайт Минэкономразвития РФ.
Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных правовых актов
Для чего проводится оценка
- Для выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- для выявления положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимателей или местных бюджетов.
Как проводится оценка
1. Муниципалитет размещает на сайте или в официальном печатном органе уведомление о подготовке проекта нормативного правового акта.
Уведомление должно содержать:
- вид, наименование и планируемый срок вступления в силу правового акта;
- сведения о разработчике проекта;
- обоснование необходимости подготовки проекта, краткое изложение предмета его регулирования;
- круг лиц, на которых будет распространено его действие, а также сведения о необходимости установления переходного периода;
- срок, в течение которого разработчиком принимаются предложения, который не может составлять менее 15 календарных дней с момента размещения уведомления, а также способы предоставления предложений (почтовый или электронный адрес разработчика).
О размещении уведомления разработчик в срок не менее 5 дней обязан оповестить:
- органы местного самоуправления;
- организации, представляющие интересы предпринимателей;
- других лиц, которым разработчик предлагает принять участие в подготовке проекта муниципального правового акта.
2. Муниципалитет принимает и рассматривает предложения о подготовке проекта нормативного правового акта. Предложения рассматриваются в срок не менее 30 календарных дней. Все внесенные предложения официально публикуются.
По итогам рассмотрения предложений муниципалитет:
2.1 приступает к разработке нормативного акта;
2.2 принимает решение об отказе от подготовки правового акта. Информация об этом также официально публикуется.
3. Муниципалитет готовит текст нормативного акта и сводный отчет. Отчет должен содержать:
- обоснование необходимости подготовки муниципального правового акта, краткое изложение предмета его регулирования;
- сведения о соответствии проекта муниципального акта законодательству РФ, Алтайского края и муниципалитета;
- перечень основных групп предпринимательской и инвестиционной деятельности, органов местного самоуправления, интересы которых будут затронуты правовым регулированием;
- сведения об изменении полномочий органов местного самоуправления, а также порядок их реализации;
- сведения о расходах предпринимателей и органов местного самоуправления, связанных с изменением их прав и обязанностей;
- риски негативных последствий;
- предполагаемую дату вступления в силу правового акта, оценку необходимости установления переходного периода;
- сведения о размещении уведомления, сроке предоставления предложений, сводку самих поступивших предложений.
4. Муниципалитет проводит публичное обсуждение проекта нормативного акта.
О начале публичного обсуждения оповещаются:
- органы местного самоуправления;
- организации, представляющие интересы предпринимателей;
- другие лица, которым разработчик предлагает принять участие в подготовке проекта муниципального правового акта.
В извещении указываются:
- сведения о месте размещения проекта и сводного отчета;
- срок проведения публичного обсуждения.
Срок проведения публичного обсуждения не может составлять менее 30 дней с даты размещения проекта муниципального правового акта. Разработчик документа обязан рассмотреть все поступившие предложения и не позднее 5 рабочих дней после окончания публичного обсуждения составить их сводку.
По результатам публичного обсуждения муниципалитет:
4.1. дорабатывает проект нормативного акта и сводный отчет;
4.2. принимает решение об отказе от принятия нормативного акта. Информация об этом официально публикуется.
5. Муниципалитет публикует доработанный сводный отчет, в который дополнительно включаются сведения о проведении публичного обсуждения и сводного отчета, сроках его проведения. Все материалы направляются ответственному за подготовку заключения.
6. Заключение подготавливается в срок не более 15 календарных дней с момента передачи материалов ответственному исполнителю. В заключении должны содержаться выводы о соблюдении разработчиком порядка проведения оценки регулирующего воздействия, о наличии или отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для предпринимателей.
6.1 Заключение публикуется не позднее 3 рабочих дней с момента его подготовки.
6.2. В случае если в заключении содержится вывод о том, что при подготовке проекта нормативного акта не был соблюден порядок проведения оценки регулирующего воздействия, проект направляется на доработку.
7. Проект нормативного правового акта направляется на подпись руководителю муниципального образования.

Ссылка
Единый портал раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения
Самое важное - в нашем Telegram-канале