Как алтайским страховщикам удалось нарастить сборы и почему этот рост - временный

В 2016 году жители Алтайского края стали меньше страховаться. Тем не менее сборы компаний выросли. Представители отрасли считают положительную динамику временной и уже готовятся к работе в условиях спада, а также к дальнейшей консолидации рынка.

Кредитование и страхование.
Кредитование и страхование. Фото: Анна Зайкова. altapress.ru

Без особой радости

По данным Центробанка, в первом полугодии совокупные сборы страхового рынка Алтайского края увеличились почти на 17%. Это на 3% больше, чем по России, и на 5% — чем по Сибири. Тем не менее число заключенных договоров снизилось на все те же 17% (все показатели см. в блоке "Рынок в цифрах"). Парадокс? Нет, это следствие прошлогоднего повышения тарифов ОСАГО, объясняет Иван Абабков, директор Алтайского филиала компании "СОГАЗ". "Автогражданка" обеспечила без малого половину сборов всех страховщиков в регионе. Оно и стало основным драйвером рынка. 

"Однако и лимиты страхового покрытия также были увеличены. В итоге за первые шесть месяцев выплаты по ОСАГО увеличились почти на 18%. То есть если эффект от повышения тарифов ОСАГО уже отыгран, то выплаты будут расти и дальше", — прогнозирует представитель СОГАЗа.

Вторым драйвером эксперты называют страхование жизни, в частности накопительные программы. Спрос в этом сегменте вырос вдвое. 

"Но говорить о том, что кризис обошел регион стороной, было бы не совсем корректно, — говорит Павел Клочко, региональный директор Алтайского филиала компании “Уралсиб”. — Если бы экономическая ситуация в стране выровнялась, реальные доходы населения увеличивались, то страховая отрасль в Алтайском крае, скорее всего, выросла бы гораздо больше". 

В то же время игроки рынка отмечают, что целый ряд сегментов проседает. "Лучше всего динамику падения демонстрируют, например, сборы участников рынка добровольного медстрахования на Алтае (-49% к прошлогоднему результату; всего 129 млн руб.). Это наглядная иллюстрация того, что страхование и защита рисков до сих пор не являются приоритетом для граждан", — посетовал директор местного филиала компании "АльфаСтрахование" Константин Писаненко.

Еще одна проблемная зона — корпоративный сектор (страхование юрлиц). По оценке директора филиала компании "Ингосстрах" в Алтайском крае Ивана Этцеля, его можно назвать стагнирующим. "И нет макроэкономических предпосылок его развития — экономический рост неустойчив, снижается деловая активность предприятий, соответственно, сокращаются бюджеты на добровольные виды страхования", — говорит Этцель.

По его словам, 30% объема корпоративного страхования приходится на предприятия агропромышленного комплекса. Это одна из особенностей региона.

Чистка рынка продолжается

Страховщики говорят: сегодня стала очевидна тенденция к консолидации рынка. Компаний становится с каждым годом меньше, и уже сейчас на топ-10 страховщиков приходится без малого 70% сборов. Причина — ужесточение требований регулятора к активам компаний. 

"Исторически сложилось так, что страхование — это рынок масштаба, — объясняет Павел Клочко. — Быть финансово устойчивым и выполнять все взятые на себя обязательства в непростых экономических условиях могут крупные и надежные игроки, у которых большой запас прочности".

По словам Ивана Этцеля, до конца 2016 года рынок покинет еще несколько компаний. Как сокращение числа страховщиков скажется на клиентах? Эксперты считают, что трудностей с доступностью услуг не возникнет. "Однако на коротком отрезке времени это может создавать сложности для отдельных категорий клиентов, ведь замещение ушедших игроков может занять какое-то время", — считает Константин Писаненко. 

"Полагаю, что на страховом рынке имеет значение не количество, а качество участников, — подчеркивает Иван Абабков из СОГАЗа. — И такое сокращение числа компаний не будет критичным для потребителей. Судите сами: к концу 2014 года на страховом рынке Алтайского края работало 87 страховых компаний, при этом на топ-20 из них приходилось 86% сборов. Спустя год осталось 70 компаний, а на топ-20 приходилось уже более 90% сборов. Такая же ситуация по сборам и сейчас, при этом на рынке Алтайского края осталось 62 компании". 

Кризисные новации

Страховые компании реагируют на падение уровня жизни населения и расширяют свои линейки "антикризисными" продуктами. Например, на рынке появилось "модульное" каско. Такая страховка стоит заметно дешевле классической, но набор рисков, от которых она защищает, будет усечен. "Можно автомобиль страховать без колес, без бампера, без лакокрасочного покрытия или только от угона. Экономия может составить до 70%", — рассказывает Иван Этцель. Еще один вариант "усеченного" каско — полис, с которым за возмещением можно обратиться лишь единожды — после первой выплаты защита "сгорает".

"Еще один продукт, как нельзя лучше отражающий приметы времени, в народе уже назвали “защитой от дураков”. У нас это называется “Ремонт у дилера”. По сути это дополнение к ОСАГО. Некоторые СК позиционируют его как мини-каско. По самым мягким оценкам экспертов, сейчас до 25% водителей ездят без “автогражданки” или с фальшивым полисом, по самым жестким — до 50%, — говорит директор барнаульского филиала страховой компании “Югория” Сергей Чвирук. — Если у виновного нет страховки, процесс взыскания ущерба может затянуться на годы. А по программе “Ремонт у дилера” мы восстанавливаем автомобиль пострадавшего в сертифицированном сервисе без учета износа деталей. Есть лишь одно условие — полис действует, когда застрахованный водитель не спровоцировал ДТП и установлен виновник аварии".

Старый и новый полисы ОСАГО.
Старый и новый полисы ОСАГО

Как уточнил Сергей Чвирук, такая страховка стоит от 2,9 до 6,9 тыс. рублей в зависимости от суммы покрытия. Услуга уже пользуется популярностью, но в Алтайском крае новый продукт еще "не распробовали".

Более технологичная услуга

Но не все тенденции на рынке обусловлены кризисом. Компании давно озадачены, как сделать свою услугу ближе и понятнее потребителю. Отсюда активный переход к коробочным продуктам. Это упрощенные экспресс-программы по страхованию с типовым набором покрываемых рисков и страховых сумм. Они позволяют быстро застраховать недвижимость, автомобиль, ответственность, здоровье и т. д. Коробочные продукты можно купить в банках или даже в супермаркетах. По мнению Павла Клочко, в ближайшее время развитие "коробок" будет одним из ключевых трендов на рынке.

Помимо этого, компании не просто идут в онлайн-продажи, но и создают дополнительные сервисы для удобства клиентов. "Для корпоративных клиентов (застройщиков) у нас работает личный кабинет, через который можно контролировать количество заключенных договоров, их статус и своевременную оплату, — рассказал директор алтайского филиала компании “ВСК” Дмитрий Неличев. — В ближайшем будущем у нас будет сервис, благодаря которому каждый клиент сможет в режиме реального времени узнать об этапе урегулирования его страхового случая".

Другой пример: "Уралсиб" для клиентов ДМС (добровольное медстрахование) разработал специальный портал, где можно управлять производительностью труда персонала. Он позволяет всем застрахованным пройти тестирование и получить личные рекомендации, а для HR-специалистов — получить обобщенный анализ всего коллектива с подробным разбором кадровых рисков и факторов, на них влияющих. "Новинкой для частных клиентов стал наш первый на рынке страховой бот в Telegram, который помогает купить страховку от несчастного случая не выходя из мессенджера, — продолжает Павел Клочко. — В ближайшее время мы запустим еще один бот, но уже в Facebookarrow-10x10.png".

Также компании берут на службу IT-технологии. Например, "АльфаСтрахование" добавило в автокаско телематику. На автомобиль устанавливают устройство, которое следит за основными параметрами вождения: резкостью, плавностью перестроений, скоростью и т. д. В течение 3–6 месяцев компания отслеживает манеру движения автовладельца, и если он показывает себя аккуратным, дает ему скидку.

Скромные ожидания

Что ждет рынок страхования в регионе? В некоторых отраслях экономика показывает страховщикам положительные сигналы: оживает рынок недвижимости, нормализуется рынок кредитования малого и среднего бизнеса. Но, например, продажи автомобилей все еще падают, а вместе с ними снижаются сборы по автострахованию.

Влияние увеличившихся тарифов ОСАГО на темпы роста сборов к концу года уже иссякнет. По прогнозу Ивана Абабкова, по итогам года прирост рынка в целом составит около 6%, при этом драйверами будут страхование жизни, сельхозстрахование и страхование от несчастного случая и болезней.

В "Уралсибе" ожидают, что по итогам года рынок останется на уровне 2015-го либо вырастет незначительно. "Пока мы не видим каких-то существенных предпосылок для роста, — говорит Клочко. — Драйвером, на наш взгляд, в краткосрочной перспективе останутся страхование жизни и имущества".

Из точек роста хотелось бы отметить агентский канал продаж как наиболее перспективный на современном рынке, — добавляет Дмитрий Неличев. — Практика других крупных страховщиков показывает его стабильное развитие и большую диверсификацию поступающих страховых премий. Только сотрудниками филиала невозможно донести до наших клиентов необходимость и целесообразность страхования, а агентская группа в состоянии охватить огромный пласт потенциальных клиентов". 

Еще одна надежда рынка связана с законом о добровольном страховании жилья на случай чрезвычайных ситуаций. Он уже прошел первое чтение в Госдуме. Согласно ему, при утрате жилья в результате ЧС на новое смогут рассчитывать только те, кто оформил полис страхования. В противном случае государство предоставит жилье лишь по договору социального найма. Так законодатели хотят снять нагрузку с федерального бюджета. 

"Пока этого не произойдет, у людей не будет стимула страховать свою недвижимость, — уверена Ольга Бутковская, генеральный директор компании “Сибирский дом страхования”. — У нас в Кемерово был случай: на одной улице сгорело несколько домов. Владельцы тех, что были застрахованы, получили полное возмещение — 300–500 тыс. рублей. А тех, что не были, — по миллиону от государства. И как при этом может развиваться страхование?"

Но главная проблема, о которой говорят все страховщики, связана с ОСАГО. По их словам, убыточность этого вида страхования растет из-за автоюристов, которые выкупают у пострадавших в ДТП автомобилистов право требования страхового возмещения, а затем разными путями доводят дело до суда. Далее, всемозможными ухищрениями затягивая процесс урегулирования, получают в суде со страховой в два-три раза больше благодаря штрафам и пеням. Особенно это явление распространено на юге страны и в крупных мегаполисах, но проблема актуальна и для Алтайского края. Активнее всего автоюристы проявляют себя в Рубцовске. Более подробно о том, почему страховщики называют их "криминальными" и к каким последствиям для рынка приводит их работа, читайте в одном из ближайших номеров.

Страховой рынок.
Страховой рынок.

Рынок в цифрах

65 страховых компаний представлено на сегодня в регионе.

В первом полугодии они собрали 2,9 млрд премий. Это на 16,7% больше, чем в январе – июне 2015 года. Выплаты за тот же период составили 1,1 млрд (+1%).

816 тыс. договоров заключили страховщики в Алтайском крае. Это на 17% меньше, чем годом ранее за то же время.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Новости партнеров