Экономика

Задушили

Кризис, связанный с пресловутым «алкогольным» законом и внедрением системы ЕГАИС, добрался и до парфюмерно-косметической отрасли. В рознице явно начал ощущаться дефицит продукции, а цены на нее уже подросли на 20-30%. Ситуация осложняется тем, что часть индивидуальных предпринимателей, занимавшаяся оптовыми поставками, временно решила уйти с рынка. Эксперты полагают, что кризис может продлиться как минимум до начала следующего года. Они уповают на благоразумие депутатов и ждут принятия поправок в закон, которые выведут часть косметики и парфюмерии из-под действия закона.

Дубль два

Поправки в Федеральный закон «О государственном регулировании оборота этилового спирта», принятые в прошлом году, существенно расширили список продукции, подпадающий под его действие. К этиловому спирту и алкоголю добавилась и иная продукция с содержанием спирта не менее 1,5%. В одной из барнаульских компаний, торгующих парфюмерией, «ВД» дали список из 408 наименований продукции, на которую распространяется сила закона. Это духи, туалетные воды, крема, бальзамы, средства для укладки и окрашивания волос, ухода за телом и даже дезодоранты. Чтобы производить и продавать их компаниям в обязательном порядке, необходимо получить лицензию на пять лет и установить пресловутую ЕГАИС. Цена вопроса - 500-600 тыс. рублей.

Так же, как и на алкогольном рынке, право реализовывать парфюмерно-косметическую продукцию оптом, с 1 июля, согласно поправленному закону, потеряли индивидуальные предприниматели. Между тем именно они составляли 90% дистрибьюторов. Все это привело к кризису. В июле эксперты говорили, что первые последствия вступления в силу поправок в «алкогольный» закон проявятся в сентябре, что и произошло.

Кстати, как и алкогольщики, парфюмеры очень надеялись, что правительство до 1 июля смягчит требования закона и им не придется вынести все «прелести» работы по новому закону. В июне Российский парфюмерный клуб написал «Открытое письмо руководителям нашего государства», где выразил обеспокоенность дальнейшей судьбой своего бизнеса в России. «Прогноз возможных последствий крайне неутешителен: гигантский скачок цен на парфюмерную продукцию низкого и среднего ценового сегмента (в среднем на 70-100%), тотальное разорение мелких компаний, безработица среди занятых в этом бизнесе (более 70% из них женщины), гибель рынка отечественной парфюмерии», - писали тогда члены клубы. Но парфюмеров не услышали, потому что на первый план со своими проблемами вышли сначала «водочники».

Ждут нового года

До 1 июля оптовой торговлей парфюмом и косметикой в Барнауле занимались более 10 компаний. Сегодня же в рознице наблюдается дефицит косметической и парфюмерной продукции. Продавцы объясняют это перебоями в поставках. По данным «ВД», лицензию на оптовую продажу в настоящее время имеют только две компании. Директор одной из них («Савелий») Михаил Алексеев, сказал, что вопроса о получении лицензии и продлении работы даже не возникало, несмотря на серьезные затраты. Еще одна фирма - «Акварель» в настоящее время оформляет такую лицензию.

Сокращение числа участников оптового рынка объясняется двумя причинами. Одна из них - неподъемные финансовые условия. Вторая - компании все еще ждут изменений. «Мы не стали получать лицензию, потому что стало известно, что к 1 января часть продукции может выйти из-под действия закона. Это крема, духи с пульверизатором, гелеобразная и мазеообразная продукция», - говорит Наталья Варова, заместитель директора по закупкам «Дилер-центра», снабжающего косметикой и парфюмерией компанию «Новэкс».

Соответствующий законопроект, смягчающий условия для рынка, подготовил Российский парфюмерный клуб. В нем предлагается вывести из-под действия закона те виды продукции, которые «не могут быть использованы в качестве алкогольных суррогатов в связи с технологическими особенностями данной продукции». «Ну, кому придет в голову мысль выпить лак для волос или духи стоимостью 2-5 тыс. рублей», - иронически прокомментировал ситуацию один из экспертов, пожелавший остаться анонимным.

Цены вверх

В оставшиеся до нового года месяцы прогнозируется стабильный рост цен на косметику и парфюмерию. В первую очередь на элитные, или селективные, духи и туалетные воды. По словам Михаила Алексеева, практически вся импортная продукция премиум-класса поставлялась в Россию по «серым каналам» - без уплаты авторских гонораров уполномоченной западным производителем фирме в России. «С 1 июля этого делать уже нельзя. Поэтому селективная парфюмерия может подорожать в два раза. Мое отношение к этому - отрицательное, но у правительства свои взгляды. В итоге за все придется платить конечному потребителю», - говорит Михаил Алексеев. «Цены на элитный «парфюм» уже поднялись на 50%», - говорит Виталий Речкунов, коммерческий директор компании «Акварель».

Стоимость неэлитной продукции пока растет не столь быстро. Эксперты оценивают повышение в 20-30%. Но добавляют, что это только начало. Сейчас барнаульские компании работают на старых запасах. Но скоро они закончатся, и дефицит проявится еще нагляднее. «Мы не можем ничего закупить в Москве, так как там оптовики тоже не получают лицензии - ждут поправок в закон», - пояснил Виталий Речкунов.

У оптовиков возникла еще одна проблема, которая также отражается на стоимости «красивой» продукции. «Если бы мы получили лицензию на оптовую торговлю, то должны были бы предоставлять розничным продавцам справки, в которых должно быть указано, где мы закупали продукцию, какое в ней содержание спирта, номер нашей лицензии. У нас возросли бы расходы на бумагу», - говорит Наталья Варова.

Пять из 126

Но решение проблем оптовиков - это лишь часть мер, которые могут спасти отечественный рынок. Компания «Юнилевер», владеющая косметической фабрикой «Северное сияние» в Санкт-Петербурге, распространила заявление, где оценила последствия введения ЕГАИС для парфюмерно-косметического рынка. «Сегодня из 126 российских предприятий отрасли работать в полную силу начали не более пяти. Вряд ли переживут нововведение 80% предприятий. Очевидно, что сложившееся положение изменит дальнейшую судьбу и перспективы парфюмерно-косметической отрасли», - говорится в заявлении.

Наталья Варова отмечает, что сейчас некоторые производители переводят свою продукцию на неспиртовую основу. Однако сделать это можно далеко не всегда. В некоторых случаях замена этилового спирта приведет к удорожанию продукции на 50-70%.

В Екатеринбурге решили проблему

Управление ФНС по Свердловской области в августе разрешило предпринимателям не фиксировать в ЕГАИС духи и туалетную воду. Налоговики объяснили, что на этот шаг они пошли из-за сбоев в работе ЕГАИС.

Сейчас предпринимателям разрешено не фиксировать в ЕГАИС данные о парфюмерии и косметике, которая расфасована в упаковку емкостью не более 100 мл и содержит долю этилового спирта не более 80%. А также продукцию в упаковке такого же объема с долей этилового спирта до 90% при наличии на флаконе пульверизатора. Данное распоряжение касается на Урале большинства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, которая продается в торговых точках.

Источник: информационный канал «АПИ-новости».

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость