Разрешение на отлов было выдано Росприроднадзором России вопреки мнению экспертов. В Саяно-Шушенском заповеднике обитает единственная достоверно известная в Красноярском крае группировка барсов численностью 7-8 животных, которая достаточно хорошо изучена сотрудниками заповедника. Но любое вмешательство в ее жизнь, да еще в период гона, когда отловили Монгола, может иметь пагубные последствия и привести к полному исчезновению барса на территории Красноярского края.
Отлов дикого животного очень опасен с точки зрения последствий, связанных с возможной гибелью или травмированием. Но доводы экспертов были проигнорированы.
Далее история развивалась как в детективе: отловленного Монгола обездвижили транквилизаторами, погрузили на вертолет и отправили прямиком в Хакасию.
На вопросы сотрудников экологических служб, зачем Монгола вывозить из зоны обитания, был получен ответ, что животное болеет, ирбису нужна помощь специалистов. Но в Саяно-Шушенском биосферном заповеднике нет вольера, где бы мог находиться Монгол на время лечения. А в Хакасии - есть. Вот и улетел, накаченный транквлизаторами, редчайший зверь в соседнюю республику. И сидел там в вольере (где его также обездвиживали - чтобы не бросался на сетку), пока к нему не пожаловали высокие гости: Владимир Путин, председатель правительства РФ, сотрудники Института проблем экологии и эволюции им.А.Н.Северцева, в сопровождении сотрудников ФСО. Ну, и представители "второй кнопки" отметились.
Так все и прошло. Наверняка многие видели видеосюжет об экспедиции премьера в Хакасию по каналу "Россия-1". И, когда Владимир Владимирович нацепил ошейник слежения на Монгола, телезрителей заверили, что экспедиция прошла успешно. Показали и ирбиса, который придя в себя, без памяти бросился на волю. А Владимир Путин дальше продолжил свой рабочий день - полетел на Сахалин.
Получается, что история о болезни снежного барса - легенда. Никто там не лечил барса, вяло передвигающегося по клетке. Все ждали премьера, чтобы устроить "показательное выступление" для электората.
В телесюжете было сказано, что Монгола выпустили в Хакасии. Но дело в том, что в Хакасии ирбис обитать не может - там непроходимая тайга. А снежному барсу нужны скалы… Если бы Монгола выпустили в Хакасии, он бы там точно погиб… Успели "поднять волну" - журналисты звонили в пресс-службу председателя правительства, уточняли, зачем выпускать такое редкое животное (в Красной книге РФ у снежного барса - наивысшая степень редкости) там, где барс точно не приживется. Словом, после того, как спутниковый ошейник был надет на Монгола, его опять погрузили на вертолет. И отправили на родину - в Саяно-Шушенский государственный биосферный заповедник.
Осталась проблема со слежением за Монголом. Дело в том, что устройства для принятия радиосигналов с ошейника Монгола имеют только два человека. Один прибор - у сотрудника института им. А.Н.Северцева, который находится в Москве. Второй прибор находится в Саяно-Шушенском заповеднике. Но пока сигналов о передвижении Монгола не поступало.
По словам специалистов, Монголу во время отлова была нанесена травма - один из зубов в пасти "осколочный". Правда, на камеру, для телесюжета, сотрудник института сказал, что это давняя травма. Но работники заповедника иного мнения. И теперь Монголу очень трудно жевать пищу, и, само собой, - охотиться.
Также животное перенесло (с перелетами туда-обратно, обездвиживанием) огромный стресс.
Кроме всего прочего, Монголу 10 лет. А живут ирбисы до 12 лет.
Для чего устраивались эти показательные выступления? Как пояснили altapress.ru, в Хакасии планируется обустроить питомник для снежных барсов. По мнению, специалистов - это бессмысленная трата денег (спонсором возведения этого питомника выступает небезызвестная компания "Транснефтьгаз", прим.авт.) - ведь в хакасской тайге снежные барсы, как уже упоминалось, жить не смогут. И - если уж вкладывать деньги в питомник - то уж лучше в долине реки Аргут Республики Алтай. Где ирбисы водились. Но за последние восемь месяцев ни одна фотоловушка не "поймала" зверя. Скорее всего, как говорят специалисты, барсы попались в браконьерские петли.
А насчет прилета Владимира Путина с благой целью к Монголу… Владимир Владимирович взял под личный контроль (по аналогии с амурским тигром, белухой, полярным медведем) программу "Ирбис - снежный барс".
И последнее. Владимир Владимирович, во время экспедиции к Монголу, сказал, что ирбис - символ России. Если животное, которое обездвиживают в течении пяти дней, - является символом… Без комментариев.
Из отчета программы "Ирбис - снежный барс":
19 марта снежный барс по кличке Монгол после проведенного курса лечения был возвращен в Саяно-Шушенский заповедник и в присутствии представителя Красноярского краевого управления Росприроднадзора выпущен на том же месте, где был отловлен. Ирбис вышел из транспортной клетки и большими прыжками ушел в горы.
Перед тем, как отпустить хищника на свободу, специалисты снабдили Монгола спутниковым ошейником GPS-ARGOS российского производства (ЗАО "ЭС-ПАС"). Ошейники этого типа уже доказали свою высокую эффективность при работе с амурским тигром, белым медведем, белухой, северным оленем и целым рядом других видов млекопитающих.
Эти ошейники, изготовленные специально для ирбиса, весят 600 г.
Самое важное - в нашем Telegram-канале