Жизнь

Алтайский метеорит: сюрпризы продолжаются. У небесного тела, упавшего 10 января 2007 года на Алтае, есть брат-близнец

Искать его следует в нескольких тысячах километров от алтайского эпицентра падения за рубежом. К столь сенсационному выводу пришли члены общественного научно-исследовательского объединения "Космопоиск", подводя итоги первого года своей работы по поиску и исследованиям "пришельца". В настоящее время объединение пытается получить разрешение на поиски второго эпицентра падения в одной из восточных стран.

- В середине января мы вышли на посольство этой страны и надеемся получить положительный ответ, - сообщил корреспонденту "СК" руководитель "Космопоиска" Вадим Чернобров. - Пока могу сказать, что, по нашим расчетам, там упало точно такое же тело, как на Алтае, только меньших размеров. Падение было в тот же самый день, что и у вас, но на несколько часов раньше, в дневное время*.

И еще одно не менее сенсационное утверждение, сделанное Чернобровым: по своей массе алтайский метеорит - третий среди упавших на территории России за все время наблюдений ( после Тунгусского и Витимского).

Таким образом, история открытий, связанных с алтайским метеоритом, о которых мы писали в предыдущих публикациях**, еще только начинается…

Вагончик тронется - и эпицентр останется

Еще год назад, приступив к поискам тела, упавшего на Алтае, Вадим Чернобров выдвинул предположение, что на Землю упали обломки рассыпавшейся кометы. А раз так, то эпицентров падения может быть несколько.

- Тут не надо много фантазировать, - поясняет он. - Очевидцы видели, что много осколков отделялось от основного тела. Но если это комета, она могла начать рассыпаться задолго до вхождения в атмосферу.

В качестве аналогии Вадим Александрович приводит пример с падением кометы Шумейкера-Леви на Юпитер в 1994 году. Эта комета распалась на два десятка осколков, которые летели друг за другом и бомбардировали планету с интервалом в несколько часов. Наблюдавшие эту картину с Земли астрономы назвали комету Шумейкера-Леви кометным поездом.

Наша планета тоже не застрахована от атаки такими поездами, считает Чернобров. Еще больше в своем предположении о том, что эпицентров падения может быть несколько, руководитель "Космопоиска" утвердился, когда в найденном на Алтае следе и осколках метеорита предположительно обнаружились вкрапления кометного вещества.

Из экспедиции - в архив

- Вернувшись из экспедиции в Москву, мы продолжили поиск. Теперь уже архивный, - продолжает рассказ Вадим Чернобров. - И вот благодаря разборке архивов (штудировали все события, относящиеся к 10 января 2007 года) выяснилось, что за несколько часов до падения алтайского метеорита ПВО одной страны были подняты по тревоге якобы в связи с падением иностранного самолета, наблюдавшимся тысячами очевидцев. Войска были приведены в боеготовность и направлены в горы. Искали предположительно американский самолет-разведчик, но не нашли - и история забылась. А мы подумали: военные - люди простые. Им приказали искать самолет, они искали самолет. Но самолетных обломков не было, а все остальное проигнорировали.

История с самолетом была опровергнута информагентствами, но никакой альтернативы этой версии не высказывалось. А мы обратили внимание на то, что в сообщениях мелькали указания на слишком огромный хвост дыма (в самолете столько горючего и материалов нет, чтобы создать такой шлейф), и поняли, что речь идет, безусловно, о тезке алтайского метеорита. Совпадение по времени и по направлению.

Дальше - в горы и снова - в поля

- Если правительство страны, к которой вы обратились, разрешит "Космопоиску" провести экспедицию на своей территории, когда вы туда сможете отправиться?

- Поскольку это гористая местность, не раньше апреля. Скорее, в конце весны - начале лета. Искать под снегом не имеет смысла.

- То есть через год после алтайской экспедиции. А к нам на Алтай вернуться нынешним летом не собираетесь?

- В планах "Космопоиска" официально такой экспедиции нет. Но 1 августа мы приедем в Новосибирск, чтобы наблюдать полное солнечное затмение. И я по разговорам чувствую, что народ после затмения из лагеря под Новосибирском стихийно собрался ехать на Алтай. Так сказать инициатива снизу. А раз так, мы постараемся согласовать это посещение вашего края с нашими планами. Чтобы оно не превратилось в простой сбор осколков, которые еще остались лежать на полях, на обочинах дорог, мы сейчас определяем цели и задачи этой экспедиции.

Громовище, плато и пираты

- Хотите пройти по трассе падения?

- Возможно. Но прежде всего нас будет интересовать весьма любопытное громовище (место, куда часто бьют грозы) в РОдинском районе неподалеку от села Раздольного. Это явление заслуживает того, чтобы его исследовать. И второе, что входит в наши планы, - изучение так называемого метеоритного плато, которое у вас там, очевидно, просматривается.

Ничего подобного в мировой практике до сих пор не встречалось. Считается, что метеориты в одно и то же место не падают. У вас падают. В привезенном с Алтая материале, помимо осколков, которые относятся к январю 2007 года, обнаружены обломки падения 30-летней давности, отнесенного по заключению КМЕТа* к Марковскому метеориту. И есть еще осколки 4-5 метеоритов, принадлежность которых пока не определена.

Кроме того, хотим продолжить работу по созданию местного отделения "Космопоиска" и отсечь пиратские вылазки "черных метеоритчиков". До меня дошли сведения, что по краю ездит какая-то бригада, представляющаяся "Костромой-Космопоиском", то есть нашей региональной группой. Ничего подобного, нет там сейчас наших. Пока это первый случай, когда пираты выдают себя за представителей "Космопоиска" на Алтае. Надо положить этому конец в зародыше.

Где близнец?

В "Космопоиске" не называют страну, с которой в настоящее время ведутся переговоры о проведении экспедиции по поиску двойника алтайского метеорита. Однако по сообщениям информагентств годичной давности можно предположить, что местом его падения является иранская провинция Керман.

Из сообщений СМИ

10 января 2007 года.В западной иранской провинции Керман ведется поиск летательного объекта, который в среду, 10 января, упал и взорвался в труднодоступном горном районе, сообщают иранские СМИ.

Специалисты отрабатывали несколько версий инцидента. По свидетельствам очевидцев, они наблюдали в небе яркую вспышку, затем падение дымящегося объекта. Взрыв от столкновения с землей был слышен в радиусе нескольких километров, сообщили свидетели.

Официальныелица иранской провинции Керман полагали, что это разбился иностранный самолет-разведчик. Однако, как сообщали СМИ, подобные инциденты за несколько дней до случившегося наблюдали жители соседних провинций Йезд и Исфаган.

Специалисты также полагали, что это могло быть падением каменного метеорита, но метеорит при падении не может оставлять за собой шлейф из дыма, говорилось в сообщениях местной прессы.

Администрация провинции стала отрабатывать версию авиакатастрофы, однако представители иранских авиакомпаний и военные опровергали такую возможность.

(По материалам: РИА "Новости").

Лучшая экспедиция

По итогам открытого голосования экспедиция по поиску алтайского космического тела названа лучшей среди 215 экспедиций "Космопоиска" в 2007 году. В ее рамках было организовано несколько предварительных разведок местности, 2 - 20 мая на Алтае работал большой поисковый отряд (91 человек, включая местных добровольцев). 13 мая южнее с. Раздольного Родинского района были найдены эпицентр и обломки метеорита.

* На Алтае падение произошло 10 января 2007 года около 22.30 в районе села Раздольного Родинского района.

** Есть весомые доказательства того, что на Алтае упал не традиционный метеорит, прилетевший из пояса астероидов, расположенного между Марсом и Юпитером, а кометный - с окраин Солнечной системы или даже из-за ее пределов. В его состав входят те же самые пемзы, которые выпали 100 лет назад как орбитальный попутчик Тунгусского метеорита. "СК" писал об этом в 2007 году в № 20, 21 и 48 в материалах "Угловский" метеорит поменял прописку" (http://altapress.ru/index.php?news_id=12241), "Зачем на Алтае искали метеорит?" (http://altapress.ru/index.php?news_id=12303) и "Автограф кометы"(http://altapress.ru/13391).

*** Комитет по метеоритам Российской академии наук.