Жизнь

Как корреспондент барнаульской газеты прыгал с парашютом

В июле, накануне Дня парашютиста, на страницах "Читай!города" мы беседовали с Натальей Горбатовской, инструктором по прыжкам с парашютом Барнаульского авиационно-спортивного клуба. Наталья рассказывала, как проходит подготовка к первому прыжку, об ограничениях, несчастных случаях и прочих интересных вещах. И вот по прошествии почти трех месяцев, корреспондент "Ч!Г" на собственном опыте решил испытать – каково это, быть парашютистом.

Решение далось непросто – все-таки небо не совсем дружественная и привычная для человека стихия. Но, вспоминая слова Натальи Горбатовской ("…я прыгаю с 1998 года, и каких-то страшных случаев, например, чтобы парашют не раскрылся, у нас на аэродроме не было"), я подумала, что не я первая и не я последняя, и день "Х" был назначен.

Этап первый. Медицинский.

Ранним воскресным утром (прыжки совершаются только на выходных) мы с товарищем прибыли в пункт назначения – на аэродром Барнаульского спортивно-авиационного клуба. Добираться туда можно разными путями – на общественном транспорте или на автомобиле. Ввиду отсутствия последнего и нежелания искать нужный маршрут мы выбрали третий – доехали на "клубном" автобусе, который довез нас прямо до аэродрома. Автобус, который везет сотрудников на работу, отправляется каждые выходные в 8.00 от здания клуба на пр. Ленина, 148. Невыспавшиеся и слегка взволнованные, мы приехали на аэродром.

Первое испытание, которое нам предстояло пройти перед прыжком, – медицинский осмотр. Сразу поразило количество "жаждущих" — более 40 будущих парашютистов выстроилось в очередь перед медкабинетом. В толпе пошли слухи, что якобы 30–50% во время медосмотра отсеиваются, — "таких не берут в космонавты". Наконец подошла моя очередь. Вся процедура заняла минут пять – мне померили давление и взвесили. Также предложили заполнить анкету, где я подтвердила отсутствие у себя сердечно-сосудистых и прочих серьезных заболеваний, а также тот факт, что в течение последних суток не употребляла алкоголь. Все, этап пройден. Кстати, во время медосмотра не отсеялся никто.

Этап второй. Подготовительный.

После того как наше железное здоровье было подтверждено врачом, началось самое интересное – инструктаж. Нас разделили на две группы: девочки и худенькие мальчики и те, кто покрупнее. В спортзале показали, как выглядит парашют, как он надевается на плечи.

По виду он очень напоминает рюкзачок садовода-огородника из мешковины. В развернутом виде парашют занимает довольно много места – сам купол площадью около 80 кв. м плюс стропы. Инструктор показал, как его складывать, мы все попробовали вязать из строп мудреные узлы. Все-таки после приземления нам придется самостоятельно укладывать всю эту конструкцию в не слишком вместительную сумку, а потом тащить ее на себе до площадки.

Этап третий. Полевой.

Маленький, давно неработающий самолетик Ан-2 с откидными сиденьями стал нашей испытательной площадкой. По очереди выпрыгнули из него, стараясь отталкиваться как можно сильнее от края двери.

Дальше — детальный разбор непредвиденных ситуаций, чувствую, становится не по себе. "Если вы неудачно выпрыгнули и парашют зацепился за хвост самолета, ножом отрежьте стропы парашюта и выдерните кольцо запаски", "Когда парашют раскрылся, обязательно посмотрите вверх, на купол, если в нем больше трех дыр, открывайте запаску", "Если парашют не раскрылся после трех секунд, выдергивайте запаску". Все эти предостережения оказывали не самое успокаивающее действие на нервную систему. Инструктор подбадривал: "В этом году только один человек воспользовался запасным парашютом"… Что я тут делаю? Две девочки прыгать отказались на этапе инструктажа.

Наши парашюты были самораскрывающимися, во второй группе, куда попал мой товарищ "по несчастью", для раскрытия нужно было через три секунды дернуть за кольцо. Причем кольцо после выдергивания остается в руке, и выбрасывать его в порыве ужаса или восторга ни в коем случае нельзя, штраф за потерю – 800 рублей.

Этап четвертый. Небесный.

Медосмотр и инструктаж пройдены, деньги заплачены, пути назад нет. Хотя и страха особого пока тоже нет. Нет даже самого осознания, что сейчас тебя выкинут из самолета на ужасающей высоте в 1000 метров. В первый отряд не попала – не хватило парашюта. Это и к лучшему – я своими глазами посмотрела, как выпрыгивают другие. Зрелище очень красивое, маленький самолетик набрал высоту, из него выпрыгнул первый отважный "десантник". Крошечное белое пятнышко через пару секунд трансформировалось в парашютиста. Второй, третий, четвертый – как белые одуванчики, почти невесомые со стороны, они опускались на землю.

Третья партия, моя очередь, страха как такового до сих пор нет. За спиной тяжеленный рюкзак-парашют, спереди еще один рюкзак-запаска поменьше и полегче. На голове шлемофон — прямо как в старых советских фильмах. Встаем в шеренгу, настроение приподнято-истеричное. Бородатый инструктор очень "бывалого" вида проверяет наше снаряжение, подмигивает. Идем к самолету, садимся на смешные откидные стульчики. Этому самолету 50 лет, в два раза больше, чем мне. Что я тут делаю?..

Набираем высоту, начинает слегка закладывать уши, земля уходит вниз. На высоте 700 метров до сих пор можно разглядеть деревья и здания, я думала, что все будет как на карте, — такими, знаете, разноцветными квадратиками. Ничего подобного, видно абсолютно все, на что можно упасть. Первый пошел, я вторая. Встаю, держусь за поручень (прямо как в автобусе в час пик!), руки мокрые, уже страшно, сердце колотится. Инструктор улыбается, отдирает мои руки от дверей и выталкивает в небо.

Я лечу в свободном полете, абсолютно не понимая, что происходит вокруг, и почти ничего не чувствуя. Где небо, где земля, где самолет – непонятно. Дыхание перехватывает, хочется крикнуть, а не получается, в горле стоит ком. Три секунды я болталась между небом и землей в абсолютной прострации, потом легкий рывок, все — парашют раскрылся. Естественно, забываю посмотреть наверх, на раскрывшийся купол, в котором должно быть не больше трех дыр. Забываю вообще все, чему нас учили на инструктаже. Просто лечу, верчу головой, радуюсь, что я все-таки смогла это сделать. Три минуты под парашютом пролетают быстрее, чем три секунды свободного падения. Легкое приземление (по ощущениям – как с табуретки спрыгнула!), ноги вместе и чуть-чуть вперед. Ощущение какой-то незавершенности, недосказанности, сразу понимаю, что буду прыгать еще. Начинается самый тяжкий для меня во всем этом этап – укладывание гигантского парашюта в небольшую сумочку. И потом останется самая малость – дотащить это богатство до площадки, это минут десять ходьбы.

Все мое мини-приключение заняло почти весь день – с восьми утра до четырех дня. Сам полет – около трех минут. Но это стоило того! Я больше не завидую птицам.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость