Жизнь

Пророк и его отечество. Как в России восприняли изобретение Ивана Ползунова?

Во второй половине XVIII века Иван Ползунов, изобретатель-самоучка с Урала, построил первый в России пароатмосферный двигатель непрерывного действия. На Алтае "огнедейственная машина" — такое имя в то время получило изобретение — за несколько лет прошла путь от дерзкого проекта до разрушения и стоила жизни своему создателю. Окупившись в качестве "опытного образца", машина, казалось бы, так и не принесла практической пользы своей стране. Ее восприняли как чудо. Зато похожий двигатель, появившись в Англии спустя несколько лет, стал основой промышленного переворота.  

— Почему машина Ползунова осталась невостребованной в России? Надо понимать, что она появилась в условиях феодальной системы, не требующей серьезных перемен, — рассказывает Аркадий Контев, доцент кафедры отечественной истории Алтайской государственной педагогической академии. — С работой, для которой она предназначалась, тогда прекрасно справлялись дешевые водоналивные колеса и крепостные крестьяне. Незачем было тратить силы и деньги на доработку дорогого сложного механизма, да еще и после смерти его изобретателя. Только в 40-е годы XIX века  (когда у государства начались серьезные проблемы) все поняли, для чего могла пригодиться эта чудо-машина.

…Точное место захоронения Ивана Ползунова, прожившего около 38 лет (год его рождения до­стоверно не установлен), осталось неизвестным. Одни исследователи считают, что он похоронен на первом кладбище Барнаула — там, где в наши дни находится площадь Свободы. Другие думают, что спустя годы его тело было перезахоронено на Нагорном кладбище. 

Посмертная слава

По инициативе Алексея Сергеева, профессора краевой педагогической академии, 12 ноября 1986 г. в Алтайском краеведческом музее прошли I Ползуновские чтения. С этих пор в них стали участвовать ученые алтайских вузов, аспиранты и студенты, краеведы, музейные и архивные работники. Они надеялись, "что проведение в жизнь мероприятий, связанных с пропагандой наследия И. Ползунова, будет способствовать приобщению широких масс к культурному наследию Родины". К 1994 г. в Ползуновских чтениях уже участвовали исследователи из Екатеринбурга. В дальнейшем круг тем и участников расширялся. В 2011 г. будут отмечать очередной юбилей: 15 лет со дня организации первых чтений.

Детство и образование

Ползунов родился под Екатеринбургом (предположительно в 1728 г.) в семье неграмотного солдата государственных строительных работ. В 1736 г. Ивана определили в школу: сначала в словесную (ее мальчик окончил за два года), потом в арифметическую (ее — за четыре года). В 1742 г. Н. Бахарев, главный механик уральских заводов,  принял юного Ползунова к себе в ученики. Здесь он прошел полный цикл обучения: механику, расчеты, чертежи, знакомство с работой заводских машин и металлургическим производством. В конце 1747 г. Иван Иванович получил назначение на Барнаульский медеплавильный завод на должность гиттеншрейбера — смотрителя и учетчика при плавильных печах. Как утверждают историки, распределение Ползунова в Сибирь стало случайностью.

Первое изобретение

В Барнауле Ползунов стал проявлять интерес к горнозаводскому делу. Поэтому он скоро начал добиваться поездки в Змеиногорск, где в то время добывали руду. Разрешение на свою просьбу он получил в ноябре 1753 г. — его определили смотрителем за работой плавильщиков сроком на полгода с последующим переводом на Змеиногорский рудник. Практика стала для Ползунова и учебой, т. к. ни вузов, ни техникумов, ни даже школ на территории Алтая в те времена не было. В Змеиногорске он впервые проявил себя как изобретатель, построив пильную мельницу. В то время она представляла собой одно из наиболее сложных технических сооружений.

Карьерный рост

В январе 1758 г. Ползунова отправили в столицу вместе с караванным офицером Ширманом сопровождать груз с серебром. На 64-е сутки караван прибыл на место назначения. Сдать драгоценные металлы было доверено Ползунову. После Петербурга Ползунов еще на три месяца задержался в Москве, чтобы закупить заказанные канцелярией товары. Через год он получил офицерский чин (комиссар Колыванского завода).

Семейное счастье

Будучи проездом в Москве (1758 г.), Ползунов познакомился с Пелагеей Ивановной Поваляевой, 22-летней солдатской вдовой. В Барнаул они вернулись вместе, но оформить брак сразу не смогли: для этого требовалось сначала разрешение духовенства, затем — заводской канцелярии. Это не представлялось возможным, т. к. у Пелагеи не было при себе документов, подтверждающих гибель ее первого мужа. Поэтому три года Поваляева жила у Ползунова под видом прислуги. За это время у них родилось двое детей. Брак им удалось зарегистрировать только в августе 1761 г. Оба их ребенка погибли еще в детстве.

Предпосылки к изобретению

В октябре 1761 г. Андрей Порошин, начальник Барнауль­ских заводов, незадолго до этого произведенный в генерал-майоры, был возвращен на Алтай, для того чтобы поправить пришедшие в упадок предприятия. К решению этой задачи были привлечены все горные офицеры. Ползунова оставили в стороне, т. к. незадолго до этого он получил назначение на должность начальника конторы "у лесных и куренных дел" Барнаульского завода. Гений не хотел быть в тени и, не отставая от остальных, начал разрабатывать свои проекты. В результате он пришел к выводу, что будет лучше, если горнозаводское производство преодолеет зависимость от водяного колеса. Обдумав зародившуюся идею, в 1763 году Ползунов сделал первый проект своей паровой машины.

Критика

Рецензентом первой разработки Ползунова выступил Иван Шлаттер, президент Берг-коллегии. В "Рассуждении о проектированной шихтмейстером Ползуновым огнем действующей машины" он писал: "…сия машина уже изобретена с начала сего века господином Савернем (судя по всему, имеется в виду Сайвери. – Ред.) и что… он шихтмейстер так похвалы достойно хитростию оную машину сумел переделать и изобразить, что сей ево вымысел за новое изобретение почесть должно".

Тем не менее Шлаттер высоко оценил проект и предложил его переделать так, как ему казалось, будет правильнее. Ползунов не принял рекомендаций и разработал второй проект, несколько отличавшийся по конструкции, а также предусматривающий увеличение размеров и мощности машины. Трезво оценивая трудности осуществления совершенно нового в России дела, он предложил начальству построить сначала небольшую машину в порядке эксперимента. Кабинет велел строить завод.

Смерть

После очередного приступа чахотки, случившегося 18 апреля 1766 г., Иван Ползунов больше не вставал с постели. Он скончался 16 мая 1766 г. в шесть часов вечера на Иркутской линии (сегодня ул. Пушкинская). Он не дожил неделю до запуска своего детища.

Память

Среди экспонатов Алтайского краеведческого музея хранятся две машины, изготовленные по чертежам Ползунова. Одна (построена в 1825 г.) соответствует первому проекту "огнедейственной машины", другая (1950 г.) — второму проекту, по которому работал сам изо­бретатель.

Справка

Никто не знает наверняка, как именно выглядел Иван Ползунов: нет описаний его внешности, нет портретов. Все скульптуры, изображающие гениального конструктора, — плод воображения художников

После смерти изобретателя Екатерина II в письмах упрекала начальство Колывано-Воскресенского завода за то, что оно допустило гибель самородка. Требовала, чтобы впредь таким, как он, уделяли большее внимание.

Смертельная болезнь Ивана Ползунова продолжалась два месяца

Аркадий Контев,
доцент кафедры отечественной истории Алтайской государственной педагогической академии:

Яков Кизинг, лекарь, который написал о кончине Ползунова, упоминал, что изобретатель и раньше не отличался сильным здоровьем. Чем действительно болел Иван Иванович, сегодня неизвестно. Должно быть, у него была запущенная форма пневмонии или туберкулеза. Но при этом академик Данилевский, написавший в свое время книгу о жизни и трудах Ползунова, не нашел ни одного документа до 1766 г., из которого бы следовало, что гений хотя бы раз обращался к врачу. Мне такие документы тоже ни разу не попадались. Иными словами, Ползунов работал до изнеможения, днями и ночами, совершенно забыв о себе. То, что он так быстро угас, — безусловно, свидетельство психологического и физиче­ского истощения.

Спасение от капитализма

Наталья Минеева,
заведующая научно-методиче­ским отделом Алтайского краеведческого музея:

Нельзя сказать, что государство оставило проект Ползунова без внимания. Императрица миловала самородка: повысила ему ранг сразу через три ступени, назначила вознаграждение в 400 рублей (что по тем меркам равнялось двум годичным жалованьям) и, кроме того, предложила перебраться в столицу, чтобы работать при Академии наук*. Иван Иванович отказался от по­следнего предложения. Он предпочел остаться в Барнауле, чтобы строить свою машину.

Как писал  ныне покойный историк-исследователь Алексей Сергеев, "рановременная смерть гениального изобретателя спасла феодальную Россию от рановременного капитализма". Думаю, это действительно так. Ведь если бы Ползунов остался жив, он продолжал бы работать над своей машиной, довел бы ее до ума… А ведь крепостное право отменили только через сто лет после его смерти. Понимаете, что бы могло произойти, если бы он не умер так рано? Получается, что он на самом деле значительно опередил свой век. 

* В ноябре 1763 г. Кабинет издал указ о произведении Ползунова в "механикусы с чином и жалованием инженерного капитана-порутчика". Наиболее ценной частью указа была рекомендация: "…буде он при заводах необходимо не надобен, то прислать ево сюда (т. е. в Петербург. — Ред.), дабы он для приобретения себе большого в механике искусства здесь при Академии Наук года два или три к оной с вящим наставлениям прилежать и сродне ево к тому дарования и способности с лучшими успехами впредь для пользы заводской употребить".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость