Жизнь

Сады Советского Союза

Я не был на нашей даче в садоводстве "Березки" ("Моторостроитель") много-много лет. Точнее, "нашей" ее сейчас не назовешь. Еще в 1995 году родители продали земельный участок вместе с новеньким двухэтажным насыпным домом, великолепной баней и всеми посадками какому-то военному. Отца перевели на работу в "Алтай-кокс", родители переезжали из Барнаула в Заринск.

Максим Герасимюк
Максим Герасимюк
Олег Богданов

И вот спустя почти 20 лет я вновь попал в "Березки". Съедаемый любопытством первым делом не дошел, а буквально добежал по Зеленой улице до нашего участка и увидел, что он… брошен. Земля поросла бурьяном, некогда новый дом стал больше похож на покосившегося больного старика. Огромные баки и бочки проржавели. Рубленая баня потемнела...

Соседи, конечно же, за прошедшие годы менялись неоднократно. Подошел незнакомый мужик, владелец рядом стоящего домика. Он увидел, что я прислонился к забору и что-то рассматриваю. "Купить хочешь?" – "Нет, гляжу, что осталось". Разговорились. От него я узнал, что наш сад-огород перепродавался несколько раз да так и не обрел хозяина. Сейчас его держит "кто-то из Новоалтайска". "Не хотят браться за землю люди. Невыгодно, – сказал сосед. – Старикам невмоготу, а молодым сто лет не надо. Да и ездить сюда далеко. Чем дальше от Барнаула, тем больше заброшенных домов. Даже у нас на "Березках". Видел?"

Я прошел по улице почти до самого конца садоводства. Убедился: чем дальше от станции, тем чаще попадаются картинки заброшенных домов, разбитых стекол, заколоченных окон и дверей. На столбах расклеены объявления: "Продаю за 20 тысяч. Продаю за 30 тысяч". Не покупают. Сады Советского Союза постепенно уходят в прошлое. В этом можно убедиться по расписанию электричек. Когда-то по этой ветке поезда шли каждые полчаса. Сейчас – с двухчасовым интервалом.

В прошлом веке сады-огороды были очень популярны в стране, они помогали выжить. Сегодня главный вопрос, конечно, не в том, кто виноват, что все изменилось, а в том, что делать со всей этой огромной территорией некогда аграрно-крестьянской России. Что делать с имперским наследием, если в земле нет нефти и газа? Как быть с тем, что городские агломерации, как пылесосы, втягивают в себя сельское население? За Уралом проживает всего 25 млн. человек – в пять раз меньше, чем в европейской части страны. В 1991 году было почти на 5 млн. больше. Нас осталось крайне мало, чтобы удержать нашу же территорию. И это очень сложно изменить. Тут уже не до дач.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость