Жизнь

Тайна третьей кнопки. Рассуждения писателя о барнаульском ТВ

Своеобразие местного барнаульского телевещания мне очевидно: одна телекомпания может передать для вас любимую песню - редкость в сегодняшнем эфире, другая найдет автора, предложившего оригинальную концепцию, основанную исключительно на местном материале, третья, опираясь на традиции малой родины, увлечет зрителя красотой и уникальностью природы, обычаев и нравов…

В чем суть?

Надо сказать, реклама и тут изо всех сил борется с законом о рекламе, пытающимся ограничить ее присутствие на голубом экране. Пока закон проигрывает. Кто-то смирился с мощным нашествием на местное телевидение столичного формата, кто-то пытается отстоять милую провинциальность, доказывая, что в ней и есть суть "малого" ТВ.

Многие говорят о более высоком профессионализме столичных телевизионных работников, забывая, откуда значительная часть этих телевизионщиков взялась. Не только из Москвы - точно.

Шестеро на одного

Мы еще вернемся к разговору о профессионализме, а пока хочу рассказать о малоизвестной истории - о возникшем два года назад остром интересе к седьмому каналу. Само явление, именуемое седьмым метровым телевизионным каналом в Барнауле, многим специалистам кажется невероятным: на нем размещено шесть телекомпаний, не считая сетевых партнеров из федерального центра! "Алвест", "Спектр", "Катунь", "ТВ-Мир", АТН, государственная телерадиокомпания "Алтай".

Плохо ли это, хорошо ли - так сложилось, почти всем компаниям больше десяти лет. Наверное, уместно здесь напомнить, что хотя канал и считается городским, сигнал его передатчика доходит до населенных пунктов на расстоянии до восьмидесяти километров. И зрителей у канала около миллиона.

Интересная ситуация произошла с телекомпанией АТН, у которой истекал срок лицензии. Почти полтора года шла битва за ее продление, в чем принимал участие сам глава администрации края. Лицензию с его помощью отстояли, но телекомпания тут же была продана некоему московскому медиа-холдингу.

Сериал приключений на седьмом канале историей с покупкой АТН не закончился. Совсем недавно в Барнауле состоялось несколько встреч чиновников, в том числе из Москвы, с хозяевами и руководителями телекомпаний, работающих на третьей кнопке. Велись разговоры о возможной их покупке. Когда, кем, на каких условиях - никто за пределами узкого круга этого не знает. Прошел слух о вытеснении с канала ежедневного вещания ГТРК "Алтай". Для компании это все равно что лишиться курицы, несущей золотые яйца. Как поведут себя в дальнейшем телевизионщики седьмого канала - трудно даже догадываться. Слишком много тайного вокруг всей этой истории. Во всяком случае, неожиданные и неурочные проверки в телекомпаниях уже идут.

Остановлюсь на одной из трудностей, из-за чего сложно всем заинтересованным лицам и организациям защищать телевизионную собственность на седьмом канале. Если продавец будет на сто рядов расхваливать костюм с кривыми строчками, он вас не убедит купить некачественный товар. Так и с местным телевидением: вещание с плохим качеством трудно отстаивать.

Телевизионная история

История негосударственного телевидения на Алтае началась с программы "Телевидение "Сибирь", которая выходила на этом самом седьмом канале в начале 90-х. Организовывали программу профессионалы-телевизионщики, в эфире работали они же. И тогда, в 1990-1993 гг. ни о какой конкуренции с "ТВ-Сибирью" речи быть не могло. Потом в организаторы и руководители местных коммерческих программ пошли сплошь непрофессионалы, люди настойчивые, с характером, убежденные, что на телевидении можно и даже проще, чем где-либо, делать деньги. Я бы сразу внес поправку: как почти в любом малом бизнесе - для единиц. А телевидение, как известно, производство многолюдное.

Тем не менее случилось то, что случилось. За годы работы устоялось эфирное время телекомпаний, разместившихся на седьмом канале, все стабилизировалось, в том числе содержание программ, их интеллектуальный уровень, слог и имидж ведущих. Все неизменно никакое. Это уже имеет свойство быть тенденцией современного провинциального телевидения.

Реклама - лучшая программа

Есть и другие тренды. Если эфирного времени достаточно, оно продается производителям программ со стороны, мало времени - эфир плотно забивается собственной рекламой, а в разбивку (для соблюдения закона о рекламе) - довольно продолжительная и, как правило, малоинтересная беседа на двоих.

Что касается привлеченных программ - тут голая реклама, прикрытая неким якобы авторским участием. О чем говорить, если на нынешнем краевом телефестивале лучшей авторской признана программа, рассказывающая об автомобилях. Разумеется, за деньги продавцов этих автомобилей и с единственной целью - продать их. Человек, к которому направлены все поиски нынешних телемастеров, называется не иначе как потребитель.

Местные ведущие напоминают встревоженных сорок - трещат без пауз, чтобы успеть выдать всю рекламу из портфеля. Все они с улицы, но все, по их собственному убеждению, готовы к эфиру с первого выхода. Добыта реклама для программы в необходимом объеме - быть тебе звездой.

Судьба АТН

Очень показательна в этом отношении судьба телекомпании АТН, которая нынче отметила 14 лет со дня своего рождения. Одним из ее организаторов и первых руководителей был Михаил Гусев, человек незаурядный, бизнесмен и прагматик. АТН сразу же пошла в гору, основываясь прежде всего на информационном, а затем - и авторском вещании.

Были приглашены несколько толковых редакторов и ведущих, благодаря которым эфир компании выдерживал конкуренцию с центральными каналами. Однако вскоре картина начала меняться. Но прежде поменялись люди, делающие этот самый эфир. Зрители увидели новые лица, бодрые голоса, молодой задор в глазах. И все.

Требованиям телевизионного профессионализма новички не отвечали, зато денег на их зарплату уходило куда меньше, чем на жалованье опытных работников. Тогда в среде журналистов прижился термин "человек с улицы". Вскоре Гусев ушел из компании, и за последние семь лет в АТН сменилось семь директоров. А уж сколько операторов, журналистов, редакторов, монтажников прошло через горнило АТН - несть числа.

Говорят: АТН - школа, через нее прошли почти все телевизионщики Барнаула. Боюсь, в нашем случае "школу" легко заменить на "проходной двор".

В этом направлении и движется телевидение сегодня. Из эфира той же телекомпании АТН исчезли последние остатки авторских программ. Новое руководство компании горячо взялось за ликвидацию кризисного состояния экономики - и отпала надобность в ряде творческих работников. Невыгодно - значит плохо, логика железная, против нее трудно возразить. А некрасиво, неумно, неинтересно - это не совсем из области экономики, стало быть, несущественно.

Убить самих себя

Если сегодня всерьез думать о состоянии эфира, качестве вещания и возможных итогах борьбы за седьмой канал, получается, что телевизионщики, по крайней мере, те, от кого зависит наполняемость эфира, сами себе убийцы.

Жизнь преподносит довольно интересные иллюстрации сказанному. Летом нынешнего года крупная страховая компания, держатель основной части уставного капитала Производственно-коммерческого объединения "Бизнес-Центр Сибири", по лицензии которого работала телекомпания АТН, объявила о продаже своей доли. По закону преимущество перед всеми другими покупателями - у других учредителей и у самой компании.

Однако страховщики никак не хотели продавать долю своим. Продали москвичам, которые вначале приобрели у основателя АТН Гусева его компанию "Стрит" - фирму-учредителя "Бизнес-Центра Сибири". Понятно, что таким образом куплено право участвовать в торгах на равных с прочими владельцами различных долей общества.

Замечательный сюжет, вполне современный. Это всего лишь бизнес, скажут одни. А нам остается ждать, на какие хитрости пойдут предполагаемые покупатели других телекомпаний седьмого канала.

"Так и ладно! И хорошо! - воскликнет читатель, поверивший нам в том, что программы этого канала слабые, неинтересные, никого, кроме самих изготовителей этих программ и в лучшем случае заказчиков рекламы, не интересующие. - Станем смотреть программы из Москвы. И пускай собственники телекомпаний будут московские, канал-то они с собой не утащат".

Усыхаюшее инфополе

Так-то оно так, но только усилиям в одном направлении, благодаря которым мы у себя дома, на Алтае собираемся стать производителями конкурентоспособной продукции промышленного производства, регионом развитого туризма, доходного сельского хозяйства и высокого уровня жизни в городе и на селе, не соответствует постоянно усыхающее краевое информационное поле.

Я не беру во внимание то и дело возникающие печатные издания, которые лишь называют себя популярными и еще должны выдержать проверку временем, что удается далеко не всем.

Мы давно уже не верим сами себе, в свои силы. А зря, не все потеряно, и это нетрудно понять, продолжая нашу тему. Ни разу за все время (полтора десятка лет) создатели эфира на седьмом канале не собрались вместе, не обсудили возможность общей концепции какого-либо направления вещания, не поговорили о тематическом разделении. Кто-то гордо заявляет, что позиционирует себя, в отличие от других, именно как седьмой канал, но это всего лишь виртуальное присвоение бренда, не более.

Не было, повторюсь, ни одной попытки приблизиться к созданию единого седьмого канала. Разные хозяева, разные финансовые и политические интересы, скажут мне в оправдание ситуации. В том-то и дело, что не нашлось, не увиделось большой идеи, во имя которой можно было бы поступиться тем, другим, третьим. А главное - не нашлось человека, наделенного соответствующими полномочиями, профессиональными навыками, властью, желанием и убежденностью, кто предложил бы телевизионщикам хотя бы обсудить возможность объединения на седьмом канале. Предполагаю, что это сделают за нас, зрителей и бывших авторов, поскольку трудно поверить, будто кто-то из столичных покупателей согласится раз и навсегда лишь на часть канала.

И все-таки… Еще остались профессионалы, производственники, те, кто пока в состоянии выдавать собственный, оригинальный, высококачественный телевизионный продукт. Они гонимы. Их не подпускают сегодняшние телевизионные топ-менеджеры к камерам и микрофонам. Их ни за что на свете не убедить, будто жесткая экономическая целесообразность выше творчества. И при желании еще можно найти человека, который свел бы воедино все оставшиеся возможности возрождения, а правильнее сказать - новой жизни седьмого канала "под крышей дома своего".

Справка "СК"

Кирилин Анатолий Владимирович - радиорепортер, телеведущий, автор ряда программ на телевидении, бывший директор телекомпаний "ТВ-"Сибирь" и АТН, писатель, автор книг прозы и публицистики, изданных в Барнауле, Новосибирске, Москве.

Анатолий КИРИЛИН.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость