Станет ли свободнее на барнаульских дорогах после реконструкции Павловского тракта

июнь 27, 2013

Почти неделю барнаульские автомобилисты, пытавшиеся проехать в районе железнодорожного моста на Павловском тракте и проспекте Строителей, оказывались в дорожном аду. С вечера 19 июня здесь начался капитальный ремонт дороги. Для этого пришлось перекрыть часть проезжей части и организовать реверсивное движение. В итоге в дневное время людям приходилось в жару стоять в изнурительных пробках. Власти просили потерпеть: ремонт закончится и добираться до центра станет гораздо проще. Результат уже есть – утром 25 июня, когда строители завершили первый этап работ, Павловский тракт был непривычно свободен. Но спасет ли это краевой центр от пробок в будущем?

Павловский тракт в Барнауле отремонтировали.
Олег Богданов

Участок под мостом и до реконструкции дорожной сети Барнаула. Мало того что здесь идет основной поток автомобилей из новостроек в центр, так еще движению мешали трамвайные рельсы и . Исправить недостатки планировали еще прошлой осенью, но тогда ремонт решили отложить из-за празднования юбилея Алтайского края. Работы хотели начать в мае текущего года, но .

Очевидных как минимум три. Первый – трамвайные рельсы сравняли с уровнем проезжей части, и теперь они больше не будут тормозить поток. В этом уже убедились те, кто утром во вторник добирался на работу по реконструированной дороге.

Второй – с ул. Советской Армии вскоре можно будет напрямую выехать на проспект Строителей. Сейчас подобный маневр невозможен – водителям приходится выезжать на Павловский тракт, делать разворот и вклиниваться в поток. Для многих это не самый приятный маневр, к тому же серьезно увеличивалась нагрузка на Павловский. В июле на этом пятачке появится светофор, который если не разгрузит движение, то хотя бы убережет нервы водителей, которым теперь не придется делать неудобный разворот.

Пока Павловский тракт на этом отрезке пересечь непросто – пешеходный переход не регулируется светофором, между полосами нет островка безопасности. После окончания реконструкции переходить дорогу здесь будут под светофор, появятся и островки безопасности.

Уперлись в горлышки

Однако многие барнаульские автомобилисты опасаются, что реального улучшения ситуации на ремонтируемом участке ждать не стоит. Да, по Павловскому поток пройдет быстро, но он все равно упрется, во-первых, в железнодорожный переезд на Строителей, во-вторых, в так называемые "бутылочные горлышки" – например, в сужение Павловского тракта в районе моста через Пивоварку.

Проблему с железнодорожным переездом на Строителей городские власти обещают решить. По словам Геннадия Кузнецова, старшего инспектора пропаганды ГИБДД Барнаула, реконструкцию путепровода, который сегодня задерживает автомобильный поток по проспекту Строителей в обоих направлениях, планируется закончить уже к началу июля. Представитель ГИБДД не исключил, что для этого придется ограничить движение по пр. Строителей, однако пока от городской администрации в ведомство такая просьба не поступала.

Юлия Павлинова, начальник пресс-центра администрации Барнаула, подтвердила, что ремонт участка на пр. Строителей действительно планируется – он пройдет в два этапа. Подробности и сроки проведения реконструкции станут известны на текущей неделе, после того как городской комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи примет окончательное решение.

Со вторым препятствием сложнее – возможностей для расширения Павловского тракта при переезде моста через Пивоварку и проспекта Строителей в районе Барнаульского аппаратурно-механического завода фактически нет.

Нужны объезды

Есть и другой аспект – чтобы на Павловском тракте решить проблему заторов, нужна хорошая параллельная дорога. Эту проблему в мэрии тоже обещают исправить. Так, 1 июля начнется капитальный ремонт многострадальной улицы Кутузова – от шоссе Ленточный бор до моста через Пивоварку.

Специалисты же считают, что для глобального решения проблемы заторов этого недостаточно: необходим еще один переезд через железную дорогу, которая пересекает Барнаул. Так, существует давний проект по соединению проспекта Красноармейского и улицы Юрина.

На кафедре "Организация и безопасность движения" АлтГТУ предлагают делать новую транспортную артерию не от Красноармейского, а от улицы Челюскинцев, которая может быть продлена и со временем соединена с улицей Антона Петрова.

Однако в ближайшее время у этих планов практически нет шансов на реализацию. Для этого требуются многомиллиардные вложения, которых у муниципалитета нет.

Более реален другой проект – строительство объездной дороги из спальных районов Барнаула. Такую идею продвигают барнаульские строители, которые предлагают построить объездную дорогу через улицу Власихинскую. По ней через улицы Попова, Шумакова и Малахова будет уходить основной поток машин жителей спальных районов.

Для этого нужно расширить Власихинскую и сделать хорошую развязку на пересечении с ул. Малахова. Дальше дорога пойдет на Ленточный бор и улицу Кутузова. Следующий этап – проектирование и строительство дороги, которая будет уводить транспорт с Ленточного бора вдоль реки Барнаулки с выходом на улицу Загородную.

По словам одного из инициаторов проекта Юрия Гатилова, генерального директора компании "Жилищная инициатива", для реализации идеи требуется 6,5 миллиарда рублей. Но эти деньги не должны быть только муниципальными: в проекте предусмотрено участие городского и краевого бюджетов (по 150 миллионов рублей в год), частного капитала и федерального бюджета (300 миллионов рублей в год). Гатилов надеется, что проект может быть реализован уже к 2017 году. На данный момент готова только схема будущей дороги.

Заветы Вучика

Впрочем, даже самые серьезные денежные вливания в строительство дорог могут оказаться бесполезными. Во всяком случае, так считают современные экономисты, которые занимаются исследованием транспортных проблем. Механизм простой – чем лучше и шире в городе дороги, тем больше желающих обзавестись личным транспортом. Соответственно, любые усилия по строительству новых магистралей будут нивелированы общим увеличением количества транспорта.

Вукан Вучик,
известный экономист и урбанист:

Города, которые построили многоуровневые развязки, огромные автострады, постоянно проигрывают эту битву, ситуация становится все хуже и хуже. Потому что остановить это развитие, увеличение количества автомобилей практически невозможно, только если вы не рушите город до основания. Поэтому города, которые являются лидирующими в области работы с транспортом, – Мюнхен или другие города, проводят последовательную политику стимулирования использования общественного транспорта и дестимулирования использования личного автомобиля.

Подобная практика уже давно и успешно применяется в Сингапуре и Лондоне. Во многом на идеи, озвученные Вучиком, сегодня опираются и московские власти. Например, в центре столицы все парковки сделали платными, параллельно развивают возможности общественного транспорта. Впрочем, про строительство дорог тоже не забывают – на эти цели в Москве в 2013 году потратят 122,7 миллиарда рублей. Правда, пока все эти меры почти не помогают – столица по-прежнему задыхается в пробках.

Дороги, которые мы выбираем

По прогнозу, к 2015 году численность автомобилей в Барнауле достигнет 300 единиц на тысячу человек. Тогда как все дороги в нашей стране строились исходя из расчета по ГОСТу – 200 автомобилей на 1 000 жителей.

200 миллионов рублей потратят на реконструкцию улицы Кутузова. Здесь намечены строительство четырехполосной дороги, возведение моста через Пивоварку с расширением проезжей части; сооружение ливневой канализации и устройство уличного освещения.

Вукан Вучик,
экономист:

Почему нам нужно заставлять людей платить за пользование автомобилями? Потому что они, въезжая в центр города, тем самым увеличивают заторы для остальных людей. И это те издержки, которые несут не сами водители, а окружающие их люди и среда.

Цифра

Около 500 миллионов рублей в год выделяется в Барнауле на содержание дорог.