апрель 30, 2014
Ситуация на рынке страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) по-прежнему остается напряженной. Чтобы приобрести полис, алтайским автомобилистам приходится стоять несколько часов в очереди либо переплачивать за дополнительные услуги. На ситуацию уже отреагировали первые лица края и страны, но, похоже, напряженность с полисами сохранится вплоть до июня — пока не вырастут страховые тарифы. По словам юристов, недовольные автомобилисты могут обращаться в суд, однако вынесение решения может занять несколько месяцев.
Автомобиль в Барнауле.
Михаил Хаустов
Как уже сообщала наша газета, в течение апреля многие алтайские автолюбители столкнулись с волной отказов от страховых компаний заключать договор автогражданки. Причина — якобы отсутствие бланков. Сложившийся дефицит страховщики объясняют увеличившимся спросом после ухода с рынка ОСАГО ряда конкурентов. Оставшиеся компании чаще всего приберегают имеющиеся бланки для своих действующих клиентов. Остальным в продаже страховки, как правило, отказывают. Однако если человек готов приобрести дополнительную страховку (жизни, от укуса клеща и т. п.), полис ОСАГО ему все-таки продадут. Например, "Росгосстрах" всем без исключения обратившимся продает полис автогражданки только в пакете со страхованием жизни, которое обойдется потребителю в 1 тыс. рублей.
Ряд страховщиков имеют достаточное количество бланков и не навязывают допуслуги, однако, чтобы оформить у них полис ОСАГО, автомобилистам приходится стоять в многочасовых очередях, так как желающих слишком много.
На прошлой неделе ситуацию прокомментировали первые лица страны и края. Так, , а Путин поручил Центробанку и антимонопольщикам навести порядок в этой сфере. Последние уже предложили перевести всех автостраховщиков в статус агентов, а все функции по исполнению договоров ОСАГО передать Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Тогда страховые компании будут заниматься лишь оформлением документов и получать 20% от стоимости полисов.
Перспектива этой идеи туманна, зато появилась конкретика по грядущему повышению тарифов ОСАГО. Базовые ставки по нему повысят на 19–24%, произойдет это в два этапа: до 1 июня 2014 года и до 1 июля 2015 года. И, похоже, страховщики намерены тянуть историю с нехваткой полисов и раскручивать клиентов на дополнительные услуг вплоть до изменения тарифа.
Столкнувшиеся с навязыванием ненужных страховых продуктов автовладельцы могут отстоять свою правоту в суде, но быстро получить полис ОСАГО без "нагрузки" это не поможет, уверен автоюрист Юрий Шаталов. "Автомобилисту необходимо обратиться в страховую с письменным заявлением с требованием застраховать свою гражданскую ответственность, — говорит он. — Формально компания отказать не может, если только не найдет какой-то объективной причины. В данном случае отсутствие полисов можно подтвердить или опровергнуть параллельным обращением в РСА. После этого можно писать обращение в суд с принуждением заключить договор страхования ОСАГО". По словам Шаталова, тяжба может занять около двух месяцев.
Первым попался "Росгосстрах". 24 апреля антимонопольная служба Татарстана оштрафовала "Росгосстрах" на 158 млн. рублей за навязывание дополнительных услуг (программа по страхованию жизни и здоровья водителя "Фортуна-Авто") при оформлении полиса ОСАГО. Это первый и единственный в России случай наказания страховщика за подобные действия.