август 15, 2014
За последние три недели шесть российских туроператоров приостановили деятельность: "Нева", "Идеал-тур", "Лабиринт", "Интаэр", "Экспо-тур" и "Нордик Стар". На пресс-конференции 8 августа в Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) сообщили, что среди пострадавших алтайских туристов немного: из "рухнувших" операторов в Сибири активно работал только "Лабиринт". По словам турагентов, кризис отрасли должен дать толчок очистке рынка от недобросовестных игроков. Туристам они посоветовали быть более внимательными при выборе туров.
От краха туроператоров пострадали около сотни тысяч россиян. Начало банкротств подстегнули политический кризис и массовое снижение спроса на путевки.
Пока сложно сказать о точном количестве алтайских туристов, которые пострадали. По Барнаулу заявки по “Лабиринту” были не менее чем у 15 турфирм. Нам известно как минимум о 50 заявках из Барнаула, соответственно, это около 100 человек. Часть из них уже улетели, часть не успели. Вряд ли их намного больше, поскольку “Лабиринт” — не ключевой оператор для нашего рынка.
Тех, кого крушение туристических компаний застало за рубежом, вывозили за счет средств фонда организации "Турпомощь", созданной в прошлом году как раз для таких случаев. Помогали вывозить туристов без дополнительных для них затрат и другие туроператоры, например "Корал Трэвел".
Директор турагентства "Глэм-Тур" Ольга Ришко подчеркнула, что с ключевыми игроками сибирского рынка ничего плохого не случится. В качестве тех, в ком они уверены, члены АРАТ назвали "Пегас Туристик", "Корал Трэвел" и "Тез Тур". У них и у "Анекс тура", в отличие от других крупных новосибирских игроков "Библио Глобус", "Пак Групп", "Натали Турс" и т. д., есть собственные самолеты и отели. Это дает туристу дополнительную гарантию: со своими авиаперевозчиками и гостиницами оператор всегда договорится.
Нынешний кризис туристической отрасли, по мнению экспертов, обнажил пробелы в сфере ее регулирования. Сейчас правительство разрабатывает поправки в законодательство для более надежной защиты организованных туристов. Скорее всего, законы ужесточат, вход на рынок станет сложнее и на нем останутся сильнейшие. А пока алтайский турбизнес призывает клиентов лететь на отдых без опаски, но к явному демпингу относиться с подозрением: он означает, что туроператору срочно нужны любые деньги. Посоветовали также внимательнее изучать договор и информацию об операторах. Она оперативно обновляется на отраслевых интернет-порталах.
Компания "ВСК", которая страховала "Лабиринт", заявила, что если общий объем требований туристов будет равен прогнозируемым 1,5–2 млрд. рублей, каждый пострадавший получит не более 10% стоимости своего тура. Как уточнил Александр Смирнов, директор турфирмы "Плот", ждать компенсации придется два-три месяца.