март 2, 2015
Здания в Барнауле запестрели табличками "аренда". Недели не проходит без новости о том, что очередной предприниматель свернул бизнес или заморозил проект. Кафе и магазины закрываются и освобождают площади, их место никто не занимает. Оставшиеся магазины заметно опустели.
Но для кого-то "кризис — время возможностей". Действительно: вот наблюдают повышенный спрос со стороны покупателей. Этот интерес во многом вынужденный. Из-за падения курса рубля люди потеряли в реальных доходах (или и вовсе попали под сокращение). Но торговля дешевыми товарами сегодня в относительном плюсе, это факт.
Также радуются некоторые российские поставщики. Производители продуктов стали нарасхват: объемов их товара не хватает на всех желающих. Руководители крупнейших продуктовых сетей признают, что сегодня сами обращаются к тем предприятиям, которых раньше и не рассматривали в качестве партнеров. Собственники магазинов бытовой химии и косметики вспоминают, как в кризис 2008 года ряд отечественных производителей смогли укрепиться на рынке. И, судя по всему, сегодня ситуация повторяется. Некоторые, может, и не хотели бы, но голосуют рублем за более демократичного российского поставщика. Ведь то, чего бы хотелось, стало недоступно.
Развитие сулят и внутреннему туризму. По мере крушения рынка поездок за рубеж власти разных регионов с возрастающим восторгом пророчили туристический бум на своей территории. Недавно на совете администрации Алтайского края прозвучало, что Altai Palace сегодня осталось единственным казино в стране. Так и есть. "Азов-сити" в Краснодарском крае с апреля ликвидируют. Потому что не поддающиеся логике поправки в закон "Об игорной деятельности" предлагают начхать на 10 млрд рублей бюджетных и частных инвестиций, вложенных в "Азов-сити", — и кровь из носа, но строить новую игорную зону в Сочи. Инвесторы, потратившие в Краснодарском крае время и средства, не понимают, зачем сносить готовые объекты. Но да. Altai Palace теперь — единственный и неповторимый.
Самое грустное, что у всех этих танцев на костях нет реального повода. В перспективе от проблем российской экономики неизбежно проигрывают все — что бы там ни говорили по поводу отдельных отраслей некоторые политики. Сетям формата Fix Price прекрасно жилось без кризиса: не нужно было каждые несколько месяцев повышать на рубль свой заветный ценник и терять прибыль на разнице валют при закупе товаров, чтобы сохранить лояльность покупателя.
Что касается нас, граждан, то мы уже оставляем в походах за продуктами в два раза больше денег, чем полгода назад. Большинство отечественных производств завязаны на импортном сырье либо пользуются зарубежной техникой. Нынешний курс рубля и кредитные ставки вынуждают повышать цены и их тоже, а также делают невозможным развитие. Надо ли говорить, что без этого задача импортозамещения не решается, новых рабочих мест не появится и денег у россиян больше не станет. Так что скоро и 43 лишних рублей в кармане у нас может не остаться.