декабрь 17, 2015
Жители села Быстрый Исток спустя полтора года после наводнения 2014 года не получили жилье взамен утраченных в результате разгула стихии домов. У них на руках решения суда, но Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, на которое возложена обязанность их исполнить, пока жилье не предоставило.
Быстрый Исток после большого алтайского наводнения.
Олег Богданов
В редакцию обратилась жительница села Быстрый Исток Рита Яковлева. Она и ее односельчанка Галина Уварова были первыми, кто оспорил отказ в выдаче Государственного жилищного сертификата (ГЖС) взамен утраченного во время наводнения жилья.
Altapress.ru об этой истории в ноябре 2014 года. Комиссия признала дом Галины Уваровой аварийным, его износ из-за наводнения составлял 85%. То, что дом не подлежит капитальному ремонту и восстановлению, установила независимая экспертиза. Но это не помогло сельчанам добиться решения о выдаче сертификата. Тогда сертификаты получили 23 семьи, а Уварова и еще 23 жителя села получили отказы. Не получили их семьи, даже когда у них были на руках решения суда.
После наводнения наш дом был признан непригодным для проживания, мы были в числе других, кто обратился в администрацию по этому вопросу, вместе со всеми написали заявления на выдачу жилищных сертификатов. 3 октября мы, и еще часть жителей получили отказы. Отказ нам аргументировали тем, что и до наводнения дом был ветхим. Тогда мы обратились в суд. Он назначил судебную экспертизу, которая признала, что дом пострадал именно в результате паводка. 18 мая 2015 года суд вынес решение в нашу пользу. Но оно до сих пор не исполнено, мы обратились в службу судебных приставов, но и после этого ничего не изменилось.
По словам Яковлевой, после вынесения судом решения в ее пользу, в суды стали обращаться и другие семьи.
Как пояснили в главном управлении строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, на данный момент на исполнении ведомства находится 73 судебных решения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, пострадавшим от паводка 2014 года. Семь из них должны быть выданы жителям Быстрого Истока.
Прежде, чем выдать такие сертификаты, нужно оформить соответствующие пакеты документов на местном и региональном уровнях, согласовать их в УФМС России, МЧС России, Минстрое России, Минфине России. Только после принятия постановления Правительства России бланки ГЖС поступают в регион и их выдают гражданам, средства на это выделяют из федерального бюджета, пояснили в Главстрое.
В управлении сообщили, что всех, кому по решению суда положены сертификаты, до конца сентября включили в списки получателей. А несвоевременную выдачу объяснили некачественной подготовкой судебных решений и правовой неопределенностью при подготовке документов, необходимых для выдачи ГЖС. Дело в том, что вынесенные решения лишь признают право граждан на получение ГЖС и обязывают органы местного самоуправления и исполнительной власти края включить граждан в списки получателей ГЖС. Обязанность органов федеральной исполнительной власти по согласованию соответствующих документов и выделению ГЖС региону они не предусматривают, объясняют в ведомстве.
Несмотря на то, что правовая база, регламентирующая выдачу гражданам ГЖС существует, на практике возникает много вопросов. Чтобы их решить, необходимо собрать и согласовать дополнительные документы, подтверждающие статус всех потерпевших. Из-за длительных согласований эта работа не может быть осуществлена в срок, предусмотренный, к примеру, в постановлении судебного пристава о возбуждении исполнительного производства (пятидневный срок с момента получения постановления). Сложившаяся практика по выдаче ГЖС гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, показывает, что механизм выдачи ГЖС требует совершенствования.