декабрь 22, 2015
Барнаульские застройщики переключаются с возведения кварталов в спальных районах на жилые комплексы в центре города. Основные причины разочарования в северо-западном направлении: дороговизна коммуникаций, отсутствие социальной инфраструктуры и серьезные пробки на дорогах. Однако некоторые эксперты считают, что возвращение застройщиков приведет к появлению социальной бомбы замедленного действия.
Строительство. Недвижимость.
Михаил Хаустов
Генеральный план застройки Барнаула предусматривает развитие города в северо-западном направлении — вдоль Павловского тракта. В 2015 году в этой части города заложили три новых квартала: , 2010 ("Времена года") и 2009 - на 564 тысячи кв. метров жилья. Плюс достраивается несколько домов в кварталах "Лазурный", "Дружный", "Янтарный", 2011 и половина кварталов "Лазурный 2" и 2009а ("Балтийская крепость"). В совокупности на этом направлении примерно через пять лет должны ввести более 800 тысяч квадратных метров жилья.
Можно ли в приемлемые сроки заселить построенные квартиры? Этот вопрос остро встал в конце 2015 года. Когда власти отчитались о новом рекорде по вводу жилья (, строители сообщили: "Мы не можем продать до 30% новостроек". Безусловно, во многом виноват кризис - платежеспособность населения снизилась, а инвесторы, скупавшие долевки, переключились на другие способы заработка. Но дело не только в этом.
Проблема еще и в том, что строительство фактически в чистом поле сопряжено с колоссальными инвестициями в инфраструктуру. По мере заселения новых кварталов возникают и социальные проблемы. Не хватает детских садов и школ, на одну 14-ю поликлинику (находится на Сиреневой) "навешивают" жителей новых домов со всеми вытекающими последствиями по качеству обслуживания. Наконец, жителям новых районов приходится сталкиваться с серьезными пробками утром и вечером.
И если с садами и школами вопрос со временем решается, то ожидать многомиллиардных инвестиций в перекраивание большей части магистралей города пока едва ли приходится. Думается, что инициатива Владимира Отмашкина, генерального директора ИСК "Союз", под железнодорожными путями (должен соединить центр и северо-западную часть города) еще долго будет мечтой барнаульских автовладельцев.
Между тем для многих покупателей транспортная доступность становится все более важным критерием. И люди готовы за это платить, уверен девелопер Евгений Ракшин, который занимается строительством жилого комплекса на территории бывшего стадиона "Локомотив".
Это место лучше и интереснее, чем новые районы, которые строятся по Павловскому тракту за улицей Попова. Там может быть и классно, но колоссальные пробки. Я из центра до ТРЦ "Волна" добираюсь час. За это время можно до Бийска доехать! На мой взгляд, при прочих равных условиях (цена квадратного метра, качество строительства)
Безусловно, строительные компании не бросят задел,созданный в новых кварталах на выезде из города. Однако будут ли здесь выделяться новые участки в ближайшее время? На этот вопрос Алексей Бобров, руководитель комитета по строительству, архитектуре и развитию Барнаула, на недавнем круглом столе предпочел не отвечать.
В какие же районы пошли строители? В 2015 году "Инвест-строй" начал возводить на горе на 35 тысяч квадратных метров жилья. В этой же части города "СтройГАЗ" на 108 тысяч квадратных метров жилья. Конкурентное преимущество - благоприятная экология и транспортная доступность.
"Селф" анонсировал строительство между улицами Пионеров и Профинтерна. Рядом расположен ТРЦ "Пионер" — другой проект компании, который выиграет о того, что вокруг поселится больше людей. Для "Жилищной инициативы" аргументом в пользу освоения центра стало развитие проекта Компания вынашивает идеюна 57-70 тысяч квадратных метров жилья.
Это центр города, плюс к тому сейчас здесь активно . Уже по этим причинам жилье в этой части города будут покупать.
Продолжают развиваться другие жилые комплексы центра: "Покровский" на ул. Короленко, комплекс высоток за "Сити-центром", около элеватора, на Первомайском. Появляется и новый для Барнаула тип жилья: моно-комплексы повышенной комфортности. Это, например, ЖК "Столичный" и около ИПП "Алтай".
Сейчас объемы строительства на окраинах и в центре постепенно уравновешиваются. Однако на горизонте уже вырисовываются "новые старые проблемы".
Жилье — это не только квадратные метры. Это еще и школы, детские сады и другие социальные учреждения. Что мы сейчас имеем в центре города? Ведется бездумное освоение территории. На одной части участка возводятся дома, которые в дальнейшем могут помешать его комплексной застройке — просто не останется места, чтобы поставить школу. Понятно, что цель застройщика - предложить рынку квадратные метры жилья и у него нет денег на "социалку", но администрация должна думать о том, как будут жить люди в будущих микрорайонах. Сейчас же закладывается новая социальная бомба замедленного действия. Вы посмотрите, за проспектом Ленина, ближе к Оби, практически нет школ и детских садов!
Итак, круг замкнулся. Работая в кварталах на окраине, строители вынуждены мотивировать людей пренебречь перспективой прозябать в утомительных пробках. Работая в центре - они изощряются, придумывая центры временного пребывания детей в своих новостройках.
Но может надежда есть? На круглом столе по итогам года, который состоялся 15 декабря в АлтТТП, представители администрации рассказали о том, что для Барнаула разрабатывается новый генеральный план развития. К сожалению Алексей Бобров, руководитель комитета по строительству, архитектуре и развитию Барнаула, не поделился подробной информацией о его составляющих. Однако одна деталь стала известна: на Потоке и на ул. Советской Армии предусмотрена комплексная застройка микрорайонов на месте ветхих малоэтажек.
Остается надеяться, что новый генплан краевой столицы будет сделан на перспективу. Найдется решение транспортной проблеме, для детей будут предусмотрены учебные заведения в шаговой доступности, а для взрослых - рабочие места. А с возведением домов застройщики справятся сами.
Мы построили много, но надо ли столько?
Я предлагал администрации Барнаула использовать опыт других городов, где мэрия занимается расселением старых домов, пользуясь своими административными ресурсами, специальными программами. А застройщики с аукциона выкупают участки и ведут плановую застройку. Пока меня не услышали.
Рынок диктует свои условия. Сейчас уже нельзя строить целыми кварталами, как мы делали это пять-семь лет тому назад. Целесообразнее строить небольшими микрорайонами или даже группами домов в разных частях города. Отвечать на запросы наших покупателей.
Наш город очень странный - его центр находится на окраине! Железной дорогой он разделен на две части, что значительно мешает движению транспортных потоков. По этим и другим причинам вопросы благоустройства Барнаула требуют колоссальных затрат.