декабрь 26, 2015
Начальник Главного управления края по труду и соцзащите Сергей Дугин, которого депутаты Барнаульской гордумы выбрали новым мэром города, перед голосованием обозначил проблемные моменты и задачи, которые он будет решать.
пл.Сахарова, г.Барнаул.
Михаил Хаустов
Интересно, что большинство из озвученных задач были поставлены еще его предшественником на этому посту Игорем Савинцевым в "Народной программе развития Барнаула". Но прозвучали и некоторые новые идеи.
В частности, как в "Народной программе", как и в тезисах Сергея Дугина, речь шла о строительстве жилья эконом-класса, ремонте дорог, благоустройстве, повышении инвестиционной привлекательности, ускорении ремонта и замены инженерной инфраструктуры, развитии пригородов, оптимизации сети маршрутов городского транспорта, газификации, установка новых светофоров. Все это включено в "Народную программу" на 2013-2017 годы.
Но часть идей были новыми — например, о взаимодействии с общественниками при реализации крупных проектов. Тут Дугин предложил учесть ситуацию, которая произошла в ходе реализации первого этапа проекта "Барнаул — горнозаводской город". Можем предположить что он имел в виду скандал с на ВДНХ.
Итак, прежде всего, Сергей Дугин положительно оценил систему управления городом, назвав ее эффективной. Стабильность работы всех городских служб, по его словам, растет, строители демонстрируют рекордные темпы ввода жилья, решена проблема дефицита мест в детсадах.
Вместе с тем остаются ряд проблем, которые мешают выйти городу на новый уровень жизни. Это и низкая бюджетная обеспеченность, высокая доля теневой экономики, отставание темпов строительства социальной и инженерной инфраструктуры от темпов ввода жилья, высокий износ инженерной инфраструктуры и дорожные проблемы.
Отметил он и неравномерную загруженность школ, нехватку спортивных сооружений, недоступность многих объектов социального и общественного назначения для людей с ограниченными возможностями.
Бюджет города не дотационный, но средств не хватает для решения всех городских проблем, даже в отдаленной перспективе. Например, только на выполнение судебных решений городу Барнаулу более 5 млрд рублей. А это превышает полугодовой объем бюджета.
Рассчитывать на сверхдоходы в ближайшие пару лет нам не приходится. Но и упускать возможности мы не имеем права. Нужно провести инвентаризацию всех доходных полномочий, особенно выпадающих, правильно расставить приоритеты при планировании расходов бюджета, тратить деньги не на консервацию системы управления, а на развитие городской среды. Уверен, что резервы для этого в бюджете есть, и решение можно найти.
Что касается развития экономики, то избранный глава администрации Барнаула сказал, что нужно определить приоритеты экономического роста и разработать систему серьезных стимулов для предприятий города. Городу нужно повышать инвестиционную привлекательность. При этом Дугин разделяет беспокойство многих жителей относительно того, в городе развивается, в основном, сфера торговли и услуг, а не производство. И сказал, что нужны стимулы для развития именно производственного бизнеса.
Много места он уделил дорожным проблемам (в "Народной программе" им тоже уделено достаточно места).
Работа по ремонту дорожного покрытия ежегодно проводится за счет городских средств при поддержке краевого бюджета. Однако остается проблема, о которой мы все помним. После зимних морозов на ряде улиц дорожное покрытие пришло в негодность. На ремонты ушли месяцы. Считаю, что нужно прогнозировать такие риски, оперативно их решать. А лучше, конечно, не допускать. На ряде улиц новое дорожное покрытие держится максимум год, каждый год приходится вкладывать огромные средства на ремонт. Наша задача — наверное, строго спрашивать с подрядчика и контролировать качество выполнения работ.
Сергей Дугин сказал, что схема маршрутов городского транспорта требует оптимизации и нужно оценить городские потоки, исключить дублирующие маршруты, которые загружают магистрали, обеспечить перераспределение нагрузки.
По его словам, городу необходимо увеличить объем капремонта инженерных сетей, износы которых в городе превышает 75%. Особенно остро стоит вопрос ремонта на поселковых территориях, где проживает порядка 70 тыс. граждан. Поэтому он считает необходимым принятие программы развития сетей водоснабжения и водоотведения, в том числе для пригородной зоны, с фиксированным объемом финансирования и приоритетными объектами.
Необходимо также продолжить газификацию, что позволит решать также и экологические проблемы. Что касается развития жилищного строительства, то здесь, во-первых, требуется актуализация генплана города, найти резервные площадки дальнейшего жилищного строительства с минимальными затратами бюджета на инженерную инфраструктуру (в "Народной программе" тезиса о минимизации затрат бюджета на инфраструктуру нет).
Назрела необходимость и в дополнительных территориях на развитие промышленных предприятий с высокими технологиями и современными рабочими местами. Я имею в виду федеральные земли.
Необходимо продолжить работу над переселением граждан из ветхого и аварийного жилья. Строить жилье для кадровых специалистов, привлекаемых в Барнаул. Важная задача — контролировать качество вводимого жилья. Также необходимо решить вопросы строительства жилья экономического класса, доступного для малообеспеченных слоев населения.
Сергей Дугин вспомнил о том, какие дискуссии шли в городе в связи с реализацией проекта "Барнаул - горнозаводской город" и работами в нагорной части города.
Значимый проект встретил непонимание активной части горожан, это могло бы не произойти, если бы администрация подключила активную общественность на начальной стадии проектирования проекта. Должно стать нормой выносить на общественное обсуждение все серьезные городские проекты.
А в конце выступления он остановился на будущих выборах. По его словам, предстоящая избирательная кампания должна пройти в условиях добросовестной конкуренции и абсолютной прозрачности.
Сергей Дугин в выступлении ориентировался на написанный текст. А вот как он ответил на вопросы, заданные депутатами (приводим только часть вопросов и ответов).
— В ряде столичных городов эту проблему уже решили, создав специально отведенные места. Я знаю, что Барнаул над этим вопросом работает и в ближайшее время этот вопрос будет решен. И при проведении следующего новогоднего праздника город найдет такое место, чтобы не перекрывать автомагистрали.
— Есть три фактора, которые влияют на ситуацию. Это наличие техники. Если мы не будем пополнять городское хозяйство снегоуборочной техникой, нас ожидает коллапс. Второе — уровень заработной платы работников дорожных служб. Думаю, что надо вернуться к рассмотрению уровня заработной платы, чтобы люди получали достойную зарплату и соответствующим образом относились к своей работе. И самое главное — это жители Барнаула, которые сами создают проблемы в расчистке снега. Те транспортные средства, которые у нас постоянно стоят по обочинам дорог, это основное препятствие для эффективной работы.
— С одной стороны, это дает дополнительные доходы. С другой стороны, земля требует определенных усилий. Эта проблема обсуждаемая. И я готов ее пообсуждать.
— У Барнаула, как и всех столичных городов, есть проблема: высокая доля теневой экономики. Особенно она наблюдается в отраслях строительства, торговли, транспорта. По предварительным расчетам бюджет города недополучает порядка 2 млрд. рублей. Если мы решим проблему черных заработных плат, то, наверное, увеличим поступление налогов не только в городской бюджет, но и в бюджет края.
До 28 декабря Сергей Дугин по-прежнему является начальником Главтрудсоцзащиты. К работе в должности мэра он приступит после новогодних праздников, пояснил он.
Напомним, что в 2013 году администрация Барнаула уже ставила новогодний "эксперимент" - городскую елку на пл. Свободы. Нововведение не прижилось.