апрель 21, 2016
Как уже сообщал altapress.ru, в бийской школе № 20 в этом году введут раздельное обучение мальчиков и девочек. О причинах и последствиях внедрения такого шага altapress.ru рассказала доктор педагогических наук Марина Фроловская.
В школе.
Анна Зайкова
В наше время раздельное обучение мальчиков и девочек обусловлено либо простой формальностью — сделать что-то новое, либо действительно серьезным замыслом педагогов, которые таким образом будут искать необычный подход к обучению детей. И хорошо, если отделяя девочек от мальчиков, педагоги преследуют цель помочь детям лучше усвоить материал, а не просто рассадить их по разным классам и преподавать одну и ту же математику. Марина Фроловская.asu.ruПроцесс педагогики и воспитания сложен тем, что мы реагируем на ситуацию не здесь и сейчас, а протягиваем ее в будущее. Мы думаем: "а если я сейчас создам для ребенка вот такие условия, какой он из них опыт родит и как он с ним дальше пойдет в жизнь?", и тогда смотрим, что будет, если наш ребенок будет учиться всю жизнь только в девичьем классе. Потом она выберет гуманитарный факультет, где одни девочки. Плюсы в этой ситуации есть, но самый большой минус, который я вижу — дефицит приобретения опыта общения с другим полом, умение вести себя в другой компании, где есть, например, уже мужчины.
Даже обучаясь отдельно от противоположного пола, дети не совсем изолированы друг от друга. Они могут общаться на переменах или за стенами школы. Другое дело, когда они лишены этой возможности в образовательном процессе. Раздельные классы нужно сводить в рамках совместных учебных проектов, чтобы дети могли взаимодействовать в познавательной деятельности, уметь вести себя, договариваться с противоположным полом при решении каких-то общих задач. Не в теории, а на практике.
В процессе обучения с использованием такого однобокого подхода есть риск лишить ребенка общения с разными людьми не только другого пола, но и в другой ситуации. Он должен видеть разные формы и места общения. Он должен пережить такой опыт, продиктованный психологией возрастного развития. Если он не приобретет этот опыт в отведенное ему время, то у него могут возникнуть коммуникативные проблемы, отсутствие опыта проецирования себя в семейной жизни, в отношениях с коллегами.
Самым большим плюсом в таком процессе обучения я считаю создание ситуации, которая бы способствовала проявлению в человеке его лучших половых качеств. Если это женщина — то развитие женственности, если мужчина — мужества, силы, ответственности. И если такая ситуация сможет раскрыть в человеке этот потенциал, то в контексте нашего времени, когда идет смешение полов, это будет существенным плюсом.
В Царской России основой для раздельного обучения была идея о том, что женщинам и мужчинам нужны разные знания для жизни в обществе, а также убеждения, что женщины не способны овладеть некоторыми науками. Перечень предметов для мальчиков был шире, чем для девушек. В него входили, в том числе, и точные и технические дисциплины, закрытые для женского пола. К тому же, юноши имели возможность продолжать обучение в высших учебных заведениях, куда девушек не брали.