май 24, 2016
Перед поездкой за границу российские туристы, как правило, вынуждены покупать страховой полис — без этого въезд во многие страны просто невозможен. Многие относятся к этому, как к формальной процедуре и не задумываются о том, от каких рисков на самом деле защищает такой полис, а от каких нет. Об этом, а также о других аспектах страхования путешественников, рассказывает Иван Абабков, директор Алтайского филиала компании "СОГАЗ".
Путешествие
архив "Я покупаю".
— Покрытие по стандартному полису включает возмещение расходов на экстренную медпомощь (в том числе пребывание в стационаре), операции, услуги медперсонала, лекарства, расходные материалы и т.д. Кроме того, покрываются расходы на транспортировку застрахованного в лечебное учреждение либо домой, включая медицинское сопровождение. Если человек умер, то репатриацию его тела на родину также оплатит страховщик.
— При заключении договора страхования в первую очередь необходимо внимательно изучить его условия, в частности, какие риски включены, а также обратить внимание на исключения из договора – то есть те случаи, которые не имеют страхового покрытия. Например, если вы собираетесь в отпуске активно заниматься спортом, то обязательно включите этот риск, в противном случае страховщик не оплатит лечение. А от травм не застрахован никто. Иногда в договоре прописаны финансовые ограничения по каждому виду ответственности. Например, общая сумма 50 тыс. у.е., из них 25 тыс. у.е. отводится на медицинские расходы, из которых, к примеру, на стоматологию может быть только 500-700 у.е, 15 тыс у.е. - на репатриацию тела в случае смерти застрахованного и т.п. Также заключая договор страхования, проконтролируйте, на какие страны он распространяется. Если вам придется обратиться за медпомощью на территории "другого" государства (например, при круизе или транзите), то оплачивать предъявленные чеки придется самостоятельно.
— Нет, потери из-за банкротства туроператоров полисом для путешественников не покрываются. В таких случаях за компенсацией следует обращаться в ту страховую компанию, в которой застрахована ответственность туроператора.
Но можно застраховаться от невыезда по причине внезапного заболевания, несчастного случая или смерти (в том числе одного из родственников). Также компенсируются потери от невыезда по причине отказа или увеличения срока выдачи визы. К слову, по опыту нашей компании, именно проблемы с визой являются самой частой причиной невыезда.
— Первым делом, необходимо обратиться в сервисную компанию, номер телефона которой указан в страховом полисе. Рекомендую перед поездкой записать его в свой телефон вместе с номером полиса. Сообщите имя, фамилию и номер полиса застрахованного, где он находится, и какая ему нужна помощь, оставьте номер контактного телефона. Сервисная компания проконтролирует назначения, так как по стандартной страховке оплачиваются медицинские услуги далеко не в каждом случае – например, если врач в зарубежной клинике назначит дорогостоящее обследование или лечение.
Если по какой-то причине пришлось оплатить лечение самостоятельно, внимательно отнеситесь к тем документам, которые предоставит вам клиника: чеки, документы от врача, квитанции за транспортные расходы, рецепты на лекарства и т.д. И не полагайтесь на постулат, что "врач сам все знает". Про перечень документов может и не знать.
В любом случае, порядок ваших действий, как и риски, покрываемые страховкой, прописаны в вашем договоре со страховой компанией. Изучить информацию лучше до отъезда – в экстремальной ситуации вам может быть не до чтения.
— Да. В этом случае по возвращении домой нужно заполнить заявление на страховую выплату, и приложить к нему необходимые документы, перечень которых указан в правилах страхования. И внимательно отнеситесь к тем документам, которые предоставит вам клиника: чеки, документы от врача, квитанции за транспортные расходы, рецепты на лекарства и т.д. И не полагайтесь на постулат, что "врач сам все знает". Про перечень документов может и не знать.
Бывает так, что когда турист обращается за медицинской помощью самостоятельно, лечебное учреждение не требует сразу платы за оказанные услуги, а счета начинают приходить на домашний адрес человека уже после его возвращения из поездки. В таких случаях необходимо их оплатить как можно быстрее во избежание передачи дела в коллекторские агентства или суд, а после этого направить документы в страховую компанию.
— Лечение заболевания, начавшегося еще на территории страны постоянного проживания, не является страховым случаем. Однако если его обострение несет угрозу жизни застрахованного, полисом покрывается лечение до момента купирования болезни. Дальнейшие расходы по лечению несет сам застрахованный. Аналогичное правило действует и в случае хронических заболеваний. Долечивание начавшихся в период поездки заболеваний после возвращения домой полисом для путешественников не покрывается. Такое лечение осуществляется бесплатно по полису ОМС.
— Больному продолжат оказывать лечение до тех пор, пока он не будет готов к транспортировке. Но потом ему или его родственникам будет выставлен счет на оплату услуг, не покрытых страховым полисом.
— Традиционно не покрываются страховым полисом случаи, когда травма была получена по причине алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Также важно помнить, что полис защищает только от тех рисков, которые указаны в программе страхования. Например, если человек получил травму, катаясь на горных лыжах, а в полис не были включены "спортивные риски", страховой выплаты не будет. Все эти нюансы необходимо обсудить со страховой компанией при заключении договора страхования.
28 декабря 2015 года новая редакция закона "Об основах туристкой деятельности", согласно которой минимальная страховка для туристов, выезжающих за рубеж, составит 2 млн рублей по официальному курсу Центробанка.