май 30, 2016
Представители двух оппозиционных фракций краевого парламента так и не дождались ответов на свои вопросы от начальника Главстроя Станислава Набоко. На сессию АКЗС его приглашали и 27 апреля, и 27 мая, выступление каждый раз включалось в повестку дня. Но в апреле вопрос сняли, а 27 мая выступил его зам. Справороссы не удовлетворены ответами зама и не исключают, что призовут губернатора отправить Набоко в отставку.
АКЗС.
Михаил Хаустов
У депутатов из фракций "Справедливая Россия" и ЛДПР накопилось несколько серьезных вопросов к Станиславу Набоко. Все они касаются проведения торгов по строительству газовых сетей, дорог и поставкам угля для муниципальных нужд. Депутаты считают, что круг победителей краевых аукционов слишком узок, из-за этого бюджет экономит меньше, чем мог бы, а представителям малого и среднего бизнеса на этих конкурсах не дают заработать.
Разговор с депутатами стоял в повестке дня еще апрельской сессии. Но ровно в день заседания вице-губернатор Виталий Снесарь заявил, что Набоко ушел в отпуск. Вопрос тогда сняли с повестки дня. А что оставалось сделать?
Аппарат АКЗС пригласил чиновника и на майскую сессию. Причем, как сообщили во фракции "СР", его ждали еще и накануне на традиционном заседании фракций. Ждали как эсеры, так и ЛДПР. Но не дождались. Как пояснил депутат Александр Молотов, он не пришел ни к тем, ни к другим. "Никогда не было, чтобы на заседании фракции кто-то не пришел", — сказал Молотов altapress.ru. Зато Набоко пришел к единороссам. Причем, по времени заседания фракций разведены и накладок тут быть не могло.
И все же 27 мая выступление Станислава Набоко вновь стояло в повестке дня сессии. Хотя вечером 26-го эсерам поступила информация, что вместо него будет выступать его зам Андрей Голубцов, и фракция готова была пойти на крайние меры — уйти с сессии. Но объявлено было о замене спикера от Главстроя только в середине сессии. При этом отсутствие чиновника Виталий Снесарь объяснил приездом помощника президента Игоря Левитина (экс-министра транспорта) и тем, что Набоко отправился на встречу с ним.
Кстати, Левитин, судя по СМИ, 27 мая был не на Алтае, а на международном "Транспорт Сибири" в Новосибирске (хотя, конечно, ничто не мешает начальнику Главстроя побывать в соседнем регионе, и все же такие мероприятия планируются заранее). Так или иначе, демарша не состоялось — депутаты сочли причины неявки чиновника объективными. Как и предполагалось, на вопросы ответил Андрей Голубцов.
Тем не менее, как пояснил Александр Молотов, ответы Голубцова фракцию не удовлетворили никоим образом, так как "все ответы сводились к одному: мы все делаем в соответствии с законом", а по дорогам на вопросы он не ответил, так как не курирует дорожную отрасль. И сейчас справороссы говорят, что "по совокупности заслуг надо требовать отправить в отставку Станислава Юрьевича". Этого, по всей видимости, они и будут требовать, хотя окончательное решение еще не принято.
О сути депутатских претензий расскажем немного подробнее - так сказать, для любителей темы и длинного чтения.
Во-первых, депутаты, подписавшие обращение к Набоко, утверждали: когда Главстрой организует торги на строительство газопроводов, он искусственно лоты, объединяя конструктивно не связанные объекты и устанавливая уникальные критерии. Единственная организация, которая им соответствует, - "Газпром газораспределение Барнаул". Она и выигрывает торги, в итоге снижение цен в ходе торгов минимальное. Бюджетные затраты на газопроводы, как они полагают, растут, а менее крупные организации, которые тоже могли бы на этом заработать, "планомерно уничтожаются".
Во-вторых, беспокойство их вызвали дорожные аукционы.
Из обращения депутатов к начальнику Главстроя Станиславу Набоко:
В чем причины отсутствия в крае конкуренции в строительстве и ремонте дорог и почему Главстрой не работает в направлении повышения интереса предпринимателей к данной области строительства хотя, учитывая, что направление по принятию мер по экономии бюджетных средств в настоящее время должно быть одним из приоритетных направлений деятельности органов власти?
В-третьих, депутаты покритиковали краевые торги на закупку угля для государственных и муниципальных нужд. Конкуренция, как они полагали, здесь, прямо скажем, отсутствует, торги выигрывает вообще единственный их участник.
Андрей Голубцов пояснил, что все конкурсы прошли неоднократную проверку в краевом УФАС — никаких нарушений . Жалоба фирмы "Строй-Мастер", в которой, как мы писали раньше, речь и шла об искусственном укрупнении лотов и создании уникальных условий для победы одной компании, тоже была рассмотрена. Центральный аппарат ФАС тоже не нашел к чему придраться и доводы жалобщика не нашли никаких подтверждений.
Главное управление понимает всю степень важности и, безусловно, стремится к достижению экономии бюджетных средств в соответствии с существующим законодательством. Так, экономия только от трех объединенных конкурсов Главного управления за последние два года составила 8,9%. При этом в результате анализа закупок фирмы "Строй-Мастер", которая обычно побеждает на остальных конкурсах, установлено, что средний процент снижения по контрактам, выигранным данным юрлицом в отрасли ЖКХ за последние три-четыре года, составляет 5,5%.
Голубцов отверг обвинения в том, что к работам не допускается малый и средний бизнес - ведь в конкурсной документации прописано, что 70% от контракта должны выполнять представители малого и среднего бизнеса, и фактически 90-100% объема работ они и выполняют.
При проведении аукционов на ремонт и строительство дорог, пояснил Голубцов, требования одинаковые для всех и никаких преимущественных условий отдельным участникам конкурса не предоставлялось. При этом лидер фракции "СР" Людмила Суслова спросила, почему из 40 проведенных закупок в крае на сумму более 5 млрд рублей торги состоялись только в двух закупках, а все остальные были разыграны без понижения цены с единственным поставщиком? Суслова также утверждала, что экономия в этом случае составила всего 20 млн. Но от дальнейших комментариев дорожных дел Голубцов отказался — это не та сфера, которую он курирует.
Ответил чиновник и на претензии по закупкам угля. Да, в августе 2015 года победителем электронного аукциона на поставку угля для нужд муниципальных образований на отопительный период 2015-2016 годов стала компания "Алтайкрайэнерго" - она должна была закупить 265 тыс тонн на 544 млн рублей. Но уголь на предыдущий отопительный период (2014-2015 годы) поставляла другая фирма - "Алтайская топливная компания". А еще раньше — управляющая компания "Кузбассразрезуголь". Так что говорить, что у нас будто бы единственный поставщик угля для муниципальных нужд не совсем верно.
В результате проведения совместных торгов удалось избежать повышения базовой стоимости угля и удержать ее в течение последних четырех лет на уровне 1300-1400 рублей за тонну. Качественные показатели угля определены в техническом задании аукционной документации и муниципальных контрактах. Качество угля каждой партии подтверждается сертификатами. Контроль качества осуществляется поставщиком с привлечением специализированных организаций. Проведенный анализ топлива показал, что уголь соответствует заявленному качеству. Причем проверяли мы сейчас каждую партию угля, которая приходила на территорию Алтайского края.
На вопрос депутата-коммуниста Николая Наздрачева, почему муниципалитетам не разрешается закупать уголь у других организаций, где он дешевле, выше по качеству и доставляется не на станцию, а туда, куда скажет местная власть, Голубцов пояснил, что вопросы решаются в индивидуальном порядке и некоторые муниципалитеты уголь закупают самостоятельно. Например, Славгород.
Впрочем, в Славгороде оператором местной теплоснабжающей организации стал инвестор из Казахстана, имеющий свои угольные разрезы в Павлодарской области. По словам спикера Ивана Лоора, славгородцы весьма довольны - зимой не мерзли, а даже форточки открывали. Этот инвестор зашел еще и в Благовещенку, Немецкий и Хабарский районы и намерен войти также в Яровое, где присматривается к местной ТЭЦ. Но это уже совсем другая история.
Как бы то ни было, ответы Голубцова, пусть и довольно подробные, фракцию "СР" не удовлетворили, и справороссы размышляют, что делать дальше - настаивать на ответах самого начальника или сразу потребовать от губернатора отправить его в отставку.