В Алтайском крае отмирает автостояночный бизнес

июнь 2, 2016

В городах Алтайского края становится меньше открытых охраняемых автостоянок. По словам экспертов, этот вид бизнеса перестал быть рентабельным. Главные причины: рост платежей по земельному налогу и снижение спроса на услугу.

Стоянка автомобилей
altapress.ru

Об этом, в частности, "Бийскому рабочему" глава администрации наукограда Николай Нонко, комментируя финансовые проблемы местного МУП "Автостоянка". Убытки предприятия постоянно увеличиваются, долги перед бюджетом и налоговой растут как снежный ком. По словам чиновника, муниципальную автостоянку скорее всего ждет банкротство.

Николай Нонко,
глава администрации Бийска:

Сейчас все автостоянки, и муниципальные, и частные, испытывают трудности. Доходит до того, что некоторые обращаются ко мне с просьбой забрать их стоянки. Например, общественные организации, которые когда-то вот так использовали свой участок. А сейчас им стал в тягость земельный налог. Но и муниципалитету эти стоянки не нужны. Мы не можем предоставить налоговые льготы своим стоянкам, чтобы помочь им держаться на плаву, и не можем отменить для них земельный налог. Его, кстати, платят и больницы, и школы, и детские сады. Но даже если бы мы нашли способ снизить цену за содержание автомобилей на стоянках, большого числа клиентов, а соответственно, и прибыли, это не принесло бы. Это наш менталитет: во дворах-то машины ставятся бесплатно.

Аналогичные проблемы актуальны и для стоянок в краевой столице. Об этом рассказал Сергей Каплев, владелец открытого паркинга на проспекте Ленина, 18а (возле стадиона "Динамо").

Сергей Каплев,
предприниматель:

Да, люди перестали бояться хулиганов и угонщиков и стали оставлять машины во дворах. За последние три года число клиентов упало вдвое. При этом платежи по земельному налогу понемногу, но растут ежегодно. Положение уже такое, что многие отказываются от этого бизнеса. В центре закрылось порядка трех автостоянок. Я и сам подумываю закрыть свою — пока перспективы здесь не вижу. В спальных районах ситуация получше, но все равно дела у них идут не очень хорошо.

По словам Сергея, одновременно со спросом в городе падает стоимость услуг автопаркинга. Так, когда Каплев открывал стоянку в 2010 году, за сутки с автомобилистов он брал 100 рублей. Сейчас стоимость для легковых автомобилей составляет 50 рублей, для микроавтобусов (например, "ГАЗелей") - 70 рублей.

Предприниматель рассказывает: ставить машину на охраняемую стоянку сейчас предпочитают в основном люди с достатком выше среднего. Владельцы же недорогих машин в основной массе стали парковаться на ночь во дворах.

"А где у вас стоянка?" "Да где поставил, там и стоянка".
Олег Богданов

В феврале 2016 года Депутат Барнаульской городской Думы Анатолий Вытоптов уменьшить налоги для бизнеса и сохранить в Барнауле автостоянки. По его словам, из-за необдуманного закрытия охраняемых автопаркингов бюджет теряет более 10 млн рублей сборов по НДФЛ и ЕНВД, а дворы оказываются переполненными автомобилями.

Об этой же проблеме в декабре 2015 года экс-кандидат на пост сити-менеджера Барнаула Юрий Ряполов. По его словам, практически все городские автостоянки могут прекратить свое существование из-за резкого роста финансовой нагрузки на этот бизнес (в том числе из-за увеличения кадастровой стоимости, из-за чего повысились арендные платежи и налоги).

Также Ряполов указывал на то, что автостоянки находятся в основном на неразграниченной земле, и предприниматели заключают договоры с Главным управлением имущественных отношений Алтайского края, а основываясь на существующем законодательстве, в продлении договоров бизнесменам отказывают. Кроме этого, ведомство дало указание администрациям районов города сносить автостоянки через суд, а через органы прокуратуры и управление Росреестра по Алтайскому краю налагают непосильные штрафы за незаконное использование земельных участков без договоров даже при условии оплаты предпринимателями арендных платежей.

Юрий Ряполов,
депутат БГД:

Для предпринимателей получается замкнутый круг – они готовы платить за аренду земли, но этого нельзя сделать без договора. Договор не продляется, а так как предприниматель землей пользуется, значит у него незаконный бизнес и его можно штрафовать, что и было сделано в отношении нескольких руководителей. Доходность данного вида бизнеса очень низкая в силу многих причин, а штрафы выносятся просто неподъемные. Так на автостоянку у завода "Кристалл" наложили штраф в размере 330 тысяч рублей, на А. Петрова – 170 тысяч, при том, что владелец последней даже без договора все равно оплачивал платежи за аренду земли.