декабрь 7, 2016
Администрация Бийска по предписанию прокуратуры расторгла муниципальный контракт с компанией "Норд", которая занималась организацией автобусных перевозок в наукограде. Об этом altapress.ru сообщили в мэрии. Работа "Норда" вызвала нарекания ряда игроков рынка. При этом фирма продолжает быть оператором системы электронных проездных билетов (ЭПБ) в городе.
Автобус в Бийске
fotobus.ru
Павел Сидоренко, начальник пресс-центра администрации Бийска подтвердил, что мэрия заключила контракт с "Нордом" в декабре 2015 года. Задачей компании было организовывать пассажирские перевозки по муниципальной маршрутной сети, чем она и занималась с февраля 2016 года. Кроме того, с 1 июля "Норд" стал оператором системы ЭПБ.
Как уже , прокуратура Бийска сочла недопустимой передачу властно-распорядительных полномочий в этой сфере частной компании. Это, по мнению правоохранителей, нарушает несколько пунктов закона "О защите конкуренции".
После предписания прокуратуры чиновники в ноябре расторгли договор с "Норд" в этой части и теперь готовят документы, чтобы через конкурсы заключать прямые договоры с перевозчиками и, как и прежде, самостоятельно организовывать транспортное обслуживание горожан.
В администрации Бийска говорят, что довольны тем, как "Норд" организовывал работу автобусов.
Как оператор перевозок, предприятие сохранило всех работающих городских перевозчиков, - говорит Сидоренко. - Количество транспортных средств и интервал движения по муниципальной маршрутной сети остался неизменным.
Однако с этим утверждением не готовы согласиться перевозчики. Один из них на условиях анонимности рассказал altapress.ru о том, что "Норд" заметно перетряхнул пул игроков рынка. На нем появились новые имена, которые ранее в перевозках не работали. При этом, утверждает наш источник, они получили самые коммерчески выгодные маршруты, тогда как неугодные и не приближенные к "Норду" вынуждены были идти на менее выгодные или же их и вовсе отстранили от перевозок.
За полгода работы организатором перевозок "Норд" провел важную реформу — в городе запретили возить пассажиров на 13-местных "ГАЗелях". Чтобы остаться на рынке, их владельцам пришлось покупать более вместительные "ГАЗели Next". "Автобусы у многих в кредитах и лизинге, - рассказал другой перевозчик телеканалу "Наши Новости" - Поэтому люди просто боятся открыть рот. Одно неверное слово и "Норд" выгонит тебя из графика. Ничего не остается, кроме как наклонить голову и работать на таких условиях".
Как "Вести 22", в Бийске уже появилось более 50 единиц новой техники. Между тем не все бийчане рады такому нововведению. Новых микроавтобусов пока недостаточно. Пассажиры "ГАЗелей" вынуждены были пересесть на "ПАЗы". В результате автобусы в "час пик" оказались переполнены.
Передача "на откуп" частной организации транспортного обслуживания населения вызвало, помимо удорожания услуги, массу неудобств. С маршрутов исчезли "ГАЗели" и автобусов стало не хватать, а новые правила расчета "при входе" с кондукторами вызывают массу нареканий пассажиров, особенно преклонного возраста. В часы пик в набитом битком автобусе кондуктор буквально вынужден продираться с кассовым аппаратом к пассажирам за оплатой билета. Контроль за соблюдением маршрутного графика соблюдается неудовлетворительно, особенно в вечернее время и на удаленных маршрутах.
Получить комментарии соучредителя и исполнительного директора компании "Норд" Александра Тюрганова не удалось. На просьбу перезвонить корреспонденту altapress.ru к моменту публикации он не откликнулся. Редакция готова предоставить ему возможность высказать свой взгляд на ситуацию.
Сейчас "Норд" остается оператором системы ЭПБ в Бийске. В отличие от Барнаула, ее не на бюджетные деньги, а на средства инвестора — около 7,5 млн рублей. Как и в краевой столице, при запуске транспортных карт в наукограде подняли проезд для горожан с 15 до 17 рублей (по карте) и 17,5 рублей (наличными). Комиссия оператора системы с каждого платежа составляет 9,8%. Это вдвое выше, чем в Барнауле ("Центртранс" получает 4,6% с каждой транзакции).
"Удивляться этому не стоит — инвестору нужно окупать свои вложения. Да, платеж оператору "съедает" большую часть прибавки к тарифу, но ведь перевозчики и не вкладывались в оборудование, - рассуждает попросивший не называть его имя эксперт, знакомый с внедрением системы ЭПБ в Бийске. - Когда срок окупаемости (около трех лет) истечет, оператор должен будет снизить процент". По его словам, "Норд" запустил систему без крупных сбоев и партнеры, обеспечивающие техническую часть системы, работой с компанией довольны. Удовлетворены и чиновники.
Система "Электронный проездной – Бийск" работает в нормальном режиме. Перевозчики отметили увеличение доходной части (значительно уменьшилось количество случаев присвоения денежных средств некоторыми экипажами), пассажиры, пользующиеся единой транспортной картой, говорят об удобстве и простоте в обращении. На сегодня электронными билетами пользуются более 25 тыс. пассажиров.
26 коммерческих и 16 муниципальных автобусных маршрутов подключены к системе ЭПБ в Бийске.