январь 9, 2017
Заслуженный архитектор России, профессор института Архитектуры и Дизайна АлтГТУ им. И.И. Ползунова Виктор Четошников не дождался обсуждения на Градостроительном совете генерального плана развития Барнаула. По словам специалиста, в документе нет обоснований по принципиальным и далеко не бесспорным градостроительным решениям, которые способны существенно изменить жизнь горожан не в лучшую сторону. Полагая, что на предстоящих публичных слушаниях авторы представят генплан только с выгодной для себя стороны, он рассказал читателям altapress.ru о его проблемах.
Недвижимость.
Михаил Хаустов
Проект нового генерального плана развития Барнаула делает В нем заложены увеличение численности населения и жилищной обеспеченности, поэтому объемы строительства вырастают до 7,53 млн. кв. м. Действующий же генплан был рассчитан на 7,46 млн кв. м, при этом территории земель населенных пунктов у него на 813 га больше.
Какими обстоятельствами обусловлено это решение? Реализация предыдущих генпланов показывает, что строители предпочитают работать на свободных территориях: это экономически выгоднее. Последний по времени пример комплексной застройки на сносе — микрорайон 17 на пр. Красноармейском — относится ко времени плановой экономики конца 70-х годов прошлого века.
Что мы имеем сейчас? Бессистемную на существующих инженерной и социальной инфраструктурах. А это тупик. Инфраструктурный ресурс уже скоро будет исчерпан.
В действующей редакции генерального плана на территории рядом с аэропортом . Решение прошло соответствующие согласования, на район в 2010 году разработан проект планировки, затрачены значительные бюджетные средства. Проект нового генплана выводит эту территорию из категории земель населенных пунктов. Можно предположить (в проекте не указано), что проектировщики руководствовались зоной ограничений взлета-посадки аэропорта.
Где последовательность и преемственность градостроительной политики, где обоснования столь радикального поворота? Ситуация, в которую ставят город, напоминает собачку, мечущуюся из стороны в сторону за брошенным мячиком.
Проектировщики впервые за множество десятилетий отказались от строительства жилья на . Решение спорное, не обоснованное "экономикой" вариантов.
Строительство на сносе ветхого жилья и, как альтернатива, на затапливаемых территориях, — мероприятия дорогостоящие. При прочих равных затратах на создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в первом случае добавляются расходы на компенсацию снесенного жилья, во втором — стоимость инженерной подготовки территории. И совсем не очевидно, какой из этих вариантов предпочтительнее по экономике.
При этом следует учесть экологию и транспортную доступность районов. Где лучше: на реконструированном проспекте Коммунаров или на правобережье Оби — экологически чистом центре города?
Жилой район "Зеленый Клин" в Бийске построен на затапливаемых территориях.
Поселок Затон, в котором на 55 тыс. кв. м живут почти три тысячи человек, исчез с карты города без каких-либо комментариев со стороны проектировщиков. В документе нет ценового сравнения вариантов расселения поселка или инженерной защиты его территории. Между тем в крае уже есть негативный опыт "переселения народов". В свое время из зоны затопления переносили райцентр Быстрый Исток. В итоге: и новый поселок построили (Приобский), и райцентр "живет" на старом месте.
В Барнауле до настоящего времени Авторы генерального плана не учли, что в этом случае закон "Об объектах культурного наследия" автоматически устанавливает границу защитной зоны на расстоянии 200 метров от памятника. В этих пределах запрещено капитальное строительство и реконструкция зданий с изменением, например, их высоты.
Что предлагается проектом? По периметру туристического кластера, непосредственно в защитной зоне памятников, предусмотрена жилая застройка до 8-ми этажей. Учитывая, что архитектурные памятники Барнаула в основном двухэтажные, говорить о сохранности их исторической среды не приходится. Кроме того, за пределами туркластера находятся и другие объекты культурного наследия:
Их защитные зоны генеральным планом так же не предусмотрены.
В реестре объектов культурного наследия Барнаула более трехсот памятников регионального значения.
Проект генплана предусматривает реконструкцию речного порта и создание на его базе терминального комплекса, по сути — грузового порта. То есть, в створе проспекта Ленина должен появиться крупный узел грузопереработки, который должен обслуживаться несколькими видами транспорта.
Еще в памяти недавняя история с предложениеми размещением на его месте общественно-жилого комплекса, которая вызвала негативный общественный резонанс. Генеральным планом предлагается еще более худший вариант развития общественной территории, исключающий выход центра города к реке.
Новый генплан Барнаула предлагает размещение на полуострове Побочень городской рекреационной зоны. При этом проектом не предусматривается строительство каких-либо новых объектов и сооружений, пешеходной и дорожной сети. Нет планировочной связи полуострова с центром города. Обской бульвар, который раньше выполнял эту функцию, в новой редакции генплана уже никуда не ведет. Он заканчивается на ул. Промышленной. Не обеспечено транспортное обслуживание зоны — единственная извилистая улочка на полуострове, профиль которой не предусматривает движения общественного транспорта, проблему явно не решает.