январь 11, 2017
Конгресс предпринимателей края, прошедший 28 декабря, произвел противоречивые впечатления. С одной стороны, власти предпринимают беспрецедентные усилия по созданию условий для развития бизнеса. С другой, сами бизнесмены продолжают вести битвы то с одной, то с другой проблемой, которые врываются в их жизнь, как противник из засады: так же неожиданно и с такими же тяжкими последствиями.
Бизнес.
СС0
Вступительная часть конгресса — этого главного события в жизни алтайских предпринимателей — была жизнеутверждающей (ну, это как обычно). За последние 10 лет число экономически активных граждан в малом и среднем бизнесе выросло с 30 до более 40%, поступления налогов в бюджет края от предпринимателей увеличились с 21 до 30%, сообщил президент АлтТПП Борис Чесноков.
Из этого следовало: дела у алтайского бизнеса идут неплохо.
И о том, как этому всячески способствуют власти, рассказал Евгений Дешевых, руководитель управления края по развитию предпринимательства. Сегодня для развития бизнеса на Алтае есть все или почти все.
Есть доступные кредиты: предприниматели сегодня могут взять их по ставке ниже среднерыночной: 9,6% годовых (средний бизнес) и 10,6% (малый). Хотите расширить бизнес? Создан перечень объектов казны Российской Федерации на территории края, пригодных для этого. Такие же перечни есть уже в 33 районах края, а в 2017году появятся и в остальных.
Хотите быть экспортером? Пожалуйте в экспортный центр, где вас обслужат в режиме одного окна.
Может быть, желаете начать новое дело? Если в Барнауле, то извольте: в бизнес-навигатор и узнаете, что востребовано в конкретном районе города и чем заняться, имея, скажем, стартовый капитал в 100 тыс. рублей. Это новинка 2016 года. И Дешевых пообещал: такое же онлайн-пособие появится для Бийска и Рубцовска.
Предприниматели, в общем-то, признали: движение в нужном направлении идет. Непонятно было другое: как в этом смысле трактовать все то, с чем они сталкиваются на практике и о чем они рассказали после вступительных речей?
Золотыми словами назвала данные Чеснокова Татьяна Ларина, член правления Алтайского союза предпринимателей. Но напомнила: критерии отнесения к малому и среднему бизнесу в последние годы все время менялись.
Сначала к микробизнесу относили, когда была выручка 15 млн рублей, потом - когда 60 млн. А теперь будут относить, когда 120 млн. Нас еще больше будет!
О хорошей жизни как будто свидетельствуют и данные ФНС: по словам Лариной, больше, чем в прошлом году, поступило налога на прибыль и по "упрощенке". Но большой вопрос: за счет чего? У большинства предпринимателей обороты снижаются, у многих на 30-40%, считает Ларина.
В 2016 году барнаульские предприниматели получили особый подарок от депутатов гордумы. Часть из них, как выяснилось, регистрируют офис на себя лично, пояснил депутат Барнаульской гордумы Юрий Ряполов. Имея, к тому же, еще и жилье.
И если раньше стоимость каждого объекта оценивалась отдельно - ну, и с каждого платился налог. То теперь налоговики берут налог с совокупной стоимости. Казалось бы, какая разница? Весь вопрос в ставках: на дорогие объекты ставки налога резко возросли. И вот это словечко "совокупный" депутаты, голосуя за решение, упустили из виду.
И вот Александр Карасев, председатель комитета по энергетике АлтТПП, поясняет: налоги на жилье в Барнауле выше, чем в Москве. На местном сайте часто публикуют объявления о продаже домов за 10-15 млн рублей. Кто их продает? Ясно, кто: предприниматели. Продают и съезжают в другие края, а то и страны, полагает эксперт.
Разговор идет не о сотнях, а по Барнаулу о тысячах. Кто их заменит? Уедут крупные бизнесмены - они найдут, куда вложить инвестиции. Надо нашей городской Думе вернуться к этому вопросу, иначе через два года у нас будет пустота.
Впрочем, с Карасевым поспорил замруководителя управления по предпринимательству: если кто-то продает, то кто-то же и покупает?
Алтайский бизнес добивается снижения налогов — с 15 до 7,5% по ЕНВД, с 6 до 3% - для тех, кто работает по "упрощенке". Александр Евстигнеев, замруководителя управления по развитию предпринимательства, пояснил: в 2016 году президентом утверждена целевая модель развития предпринимательского сектора, и один из показателей — правильно сформированная налоговая политика. Он предложил предпринимателям вместе начать работать над ней уже в 2017 году.
Но размер налога — это одна история. Совсем другая — блокировка счетов налоговой службой. Вообще, приостановка операций по счету налогоплательщика — частый способ обеспечения выполнения обязательств по налогам. Но, как сказала Татьяна Ларина, блокируют счета "за каждый чих".
И это еще полдела: чтобы разблокировать счет, нужно, по словам Карасева, "пять дней минимум, даже если они (налоговики. - Прим. altapress.ru) тысячу раз виноваты".
По итогам дискуссии Марина Пинчук, руководитель отдела прокуратуры края по надзору за соблюдением прав предпринимателей, предложила обсудить тему блокировки-разблокировки счетов на межведомственной рабочей группе по защите прав предпринимателей, в которую входит представитель налоговой службы.
А очередная кадастровой стоимости участков, утвержденная в конце 2015 года, загнала бизнес-сообщество в суды. Ведь стоимость некоторых участков после переоценки увеличилась в разы — в разы возрос и размер налога или арендной платы.
Altapress.ru не раз писал, что управление Россреестра завалено обращениями о пересмотре кадастровой стоимости участков: 200 и больше заявлений в месяц, около трети из них решают в пользу бизнеса. Те, кто не смогли добиться своего в Росреестре, штурмуют суд. Алтайский краевой суд рассматривал в иные дни более 50 исков!
Все предпринимательское сообщество начинает кормить юристов, кормить оценщиков. А сейчас еще ты должен в суд предоставить заключение СРО, а это от 15 до 30 тысяч рублей на один участок. Нас раскручивают на такие серьезные деньги! Плюс оценщику по 20 тыс за участок. И все из-за какого-то нерадивого чиновника, который подписывает эти решения. Надо ввести ответственность за неправильную оценку.
Ситуация настолько острая, что в крае всерьез обсуждают вопрос отмены результатов этой оценки — с тем, чтобы вернуться к прежнему варианту, сказал Альберт Лунев, председатель комитета АКЗС по экономической политике, промышленности и предпринимательству.
С 2017 года оценку кадастровой стоимости объектов недвижимости будут проводить только госорганы.
Еще одна тема — административных барьеров - стояла на повестке дня всех форумов предпринимателей в крае. Казалось бы, два года назад президент дал отмашку: надо освободить бизнес от навязчивого надзора. Но к реформе здесь только приблизились.
Позитивное движение в этом направлении есть, мы слышали, что намечается переход на риск-ориентированный подход при проверках. Мы знаем, что количество плановых проверок сокращается. Правда, внеплановых растет — уж и не знаешь, чему радоваться.
Предприниматели настаивали: главное — привлекать к ответственности чиновника, организовавшего незаконную проверку. "Государственный служащий, который работает на государство, своими действиями или бездействиями причиняет вред государству", — объяснил логику Юрий Фриц. Кстати, по словам Марины Пинчук, такая ответственность законодательством предусмотрена. А вот привлечь, как правило, не удается — закон не работает.
В Алтайском крае разрабатывают "дорожную карту" оптимизации контрольно-надзорной деятельности в отношении хозяйствующих субъектов. В 2017 году будет внедряться риск-ориентированный подход в проведению проверок. Цель - уход от "палочной" системы оценки деятельности контрольно-надзорных органов, сокращение внеплановых проверок.
Но самым большим "подарком" для бизнеса в Барнауле стал все же городских властей к размещению рекламы в 2016 году.
Налоговая может блокировать деятельность. Но так, как нас блокировала городская администрация, никто не блокировал. То есть: снимите всю рекламу и снимите вывеску. Это значит: закройтесь вообще.
Проблемы тут две. Одна связана с наземными конструкциями — власти разрешили только восемь их видов, в то время как федеральный закон — намного больше. Вторая же касается "практически полного запрета на размещение фасадной рекламы — и постоянной, и временной" и усложненной процедуры согласования вывесок.
Крупный бизнес имеет возможность рекламироваться на наземных конструкциях. Но никто не будет давать на такой конструкции рекламу о том, что у него бизнес-ланч через три километра по 10 копеек. Сейчас малый бизнес лишен возможности общаться с потребителем. Мы говорим об инвестиционной привлекательности. А кто у нас будет работать без рекламы?
По словам Лариной, предприниматели за порядок в городе. Но разве так можно поступать? Вчера рекламные фирмы за свой счет соорудили павильоны - сегодня на "заднике" размещать рекламу нельзя.
Вчера разрешалось ограждение трамвайных путей, и приветствовалось размещение рекламы, фирмы установили эти конструкции - а теперь это плохо. Вчера разрешали конструкции на одной "ноге" - сегодня только на двух. И ни в городе, ни в крае проблему не захотел обсудить никто.
Правда, представитель города на конгрессе присутствовал. Алексей Бобров, председатель комитета по архитектуре и развитию Барнаула, слова Лариной назвал "эмоциями", сказал, что город давно работает над тем, чтобы вся реклама была узаконена и деньги от нее поступали в бюджет. А город, который претендует на создание в нем туркластера, должен обращать внимание на "архитектурный облик. "Та ситуация которая была год назад, недопустима", — объяснил чиновник популярно.
Впрочем, по словам Боброва, при администрации города создан совет по рекламе, и к вопросу о типах и видах рекламных конструкций на фасадах город все-таки вернется.
Предприниматели предложили прекратить демонтаж рекламных конструкций, ввести индивидуальную работу с хозяйствующими субъектам и посвятить обсуждению темы заседание межведомственной комиссии по борьбе с административными барьерами
Так или иначе, предложения, прозвучавшие на конгрессе, были включены в проект плана действий на 2017 год - он будет реализован органами власти совместно с бизнес-сообществом, сообщили в управлении края по развитию предпринимательства.