январь 17, 2017
Проект генерального плана развития Барнаула до 2036 года может получить золотую медаль в номинации "тайны и недомолвки 2016". Результатом стали со скандалом проваленные публичные слушания 10 января. Однако городу действительно нужен новый документ, потому что действующий конфликтует с обновленной законодательной базой. Важно, что еще есть время внести в него предложения и замечания. Чтобы появился предмет для конструктивного диалога, аltapress.ru из первых уст узнал о критикуемых предложениях разработчика. Анастасия Немчинова, главный архитектор проекта из института "Гипрогор", рассказала, каким может стать Барнаул к 2036 году.
Анастасия Немчинова, главный архитектор проекта института "Гипрогор".
Анна Зайкова
— Анастасия, что легло в основу проекта генерального плана развития Барнаула?
— Мы разрабатываем , но учли все, что выходит за его пределы. Оценили социально-экономическую стратегию развития Алтайского края до 2025 года и другие документы федерального, регионального и местного уровня. Они уже задают векторы развития города, и мы обязаны их учесть.
Генплан подготовлен сроком до 2036 года с выделением первой очереди — 2025 год. К 2036 году в округе будут проживать 740 тыс. человек против современных 700 тыс. Чтобы обосновать предложения, мы также рассчитали возможную численность населения на 2025 год — 725 тыс. человек.
Жилье на свободных территориях планируется строить на северо-западе краевой столицы. Эти участки уже в работе. Например, вдоль улицы Власихинской и Павловского тракта. Значительно прирастет Центральный район. Плюс продолжится строительство в микрорайонах Спутник, Авиатор и поселке Лесной. Нельзя забывать и о первоочередной реновации жилой застройки в самом Барнауле — в микрорайонах Поток, кварталах вдоль берега Оби и в других местах. Этих площадок достаточно, чтобы выйти на расчетные показатели объемов жилья: 21,8 млн кв. м, в том числе в самом Барнауле — 19,3 млн кв. м.
При оценочной убыли жилищного фонда в течение расчетного срока в 1 млн кв. м, для этого нужно построить 7,5 млн кв. метров жилья. Закладывать больше нет смысла. Это невозможно реализовать. Кроме того, мы просто не сможем обосновать такое предложение. Кстати, поэтому в генплане не предусматривается жилищного строительства на правом берегу Оби.
— Строительство на правом берегу Оби – тема постоянных споров. Одни говорят, что подготовить такую площадку слишком дорого. Другие — что технологии не новы для Алтайского края и приводят в пример микрорайон "Зеленый клин" в Бийске. Третьи – что стоимость строительства сопоставима с реновацией участков. Но перспектива строительства жилья на правом берегу кочевала из одного генплана в другой. Вы отказались от этого. Почему?
— Вы думаете, это возможно реализовать к 2036 году? Я полностью убеждена в нашем проектном решении. Для чего создавать новое жилое образование? У вас вся социальная инфраструктура и производство сосредоточены на левом берегу. Чтобы добраться до места учебы или работы, нужно будет ехать минимум 5 км. Зачем самим себе усложнять жизнь? Гораздо логичнее решить насущные проблемы внутри существующих кварталов, создать привлекательную среду. Что действительно можно сделать на правом берегу – так это хорошую зону рекреации и туризма. И это предлагает наш проект генплана.
— Почему вы отказываетесь от строительства жилья в районе аэропорта? Понятно, что сейчас транспортная проблема закрыла тему сама собой. Но почему вы вычеркиваете из перспективного развития города такую огромную территорию?
— Начнем с того, что большая часть данной территории находится в шумовой и санитарно-защитной зоне аэропорта, которые не учтены в действующем генеральном плане. "Гипрогор" показал на данной территории резервные границы для перспективного развития жилой, общественно-деловой, коммунально-складской зон.
Но пока город может развиваться в своих границах. В Барнауле очень высокий износ жилищного фонда. Как я уже говорила, мы предлагаем реновацию кварталов — строить новые дома на месте ветхих и аварийных с реконструкцией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Конечно, в этом случае предусмотрено строительство дополнительных объектов социальной инфраструктуры.
— Критики говорят, что такой подход экономически более затратный, чем строительство на свободной территории. Он не выгоден инвесторам. По их мнению, это нормально, что город растет вширь. Почему вы настаиваете на реновации?
— Представьте, что новое жилье строят только на свободных участках. Что тогда? Население, которое живет в ветхом фонде, так и останется в нем до 2036 года? Да, теоретически они могут купить жилье в новых домах. А старое они бросят? Так мы позволяем городу расползаться и нерационально используем его центральную часть. Этого нельзя допускать.
Реновация кварталов необходима. А инвестора нужно ставить в определенные рамки. Зачем он приходит строить? Чтобы получить выгоду. Пусть заплатит немного больше. Зато вам самим потом будет приятно ходить по этим улицам. Не мимо разрушенных двухэтажек, а вдоль новых домов. И потом, мы закладываем в генплане площадки, которые могут быть интересны инвесторам.
Еще раз подчеркну: в наши расчеты не входит глобальный снос жилья, который захватывает и хорошие дома. Речь идет о ветхом фонде. По каждому такому дому в планируемых кварталах у нас есть данные по проценту износа.
— Перспектива строительства жилья в центре Барнаула, тем более в его исторической части вызывает опасение у экспертов. Они считают, что под угрозой архитектурные памятники, и пеняют "Гипрогору", что вы упустили такой важный момент, не сделали рассчетов.
— Во-первых, все расчеты и обоснования проекта генерального плана опубликованы на сайте. Этот ресурс создан для того, чтобы аккумулировать такую информацию. Там есть проекты, готовые генпланы, другие градостроительные документы и отраслевые схемы разных территорий, в том числе городского округа Барнаул.
Во-вторых, что касается центральной, исторической части города, мы не ставим акцент на точечной застройке, потому что на сегодняшний день не разработаны зоны охраны объектов культурного наследия. Пока в городе действуют защитные зоны, введенные в 2015 году федеральным законом — от 100 до 250 метров от объекта культурного наследия. В ближайшей перспективе там невозможно вести строительство.
— Вы будете заниматься разработкой этих зон охраны объектов культурного наследия?
— Это отдельные, очень серьезные работы, которые не входят в регламент создания генерального плана. Ведь что такое генплан? Это перспективы города. После его утверждения разрабатываются отраслевые схемы на краткосрочную перспективу. Например, схема теплоснабжения, электроснабжения, проект планировки улично-дорожной сети и прочие. Но в первую очередь на основе функциональных зон генплана разрабатывают правила землепользования и застройки. В них уже четко прописывается регламент использования территории и сразу понятно, где и что можно строить.
— Еще один больной вопрос для горожан – инженерные сети. Хватит ли их мощности, чтобы обслужить высотные дома на месте аварийных двухэтажек и частного сектора?
— Сейчас мы согласовываем схемы с сетевиками. Они рассматривают полный комплект нашей документации, а это четыре тома текстовых материалов и более 15 карт, и знают основные проблемы территории и их решения. Барнаулу нужны резервные источники водоснабжения. Требуется перенаправить хозяйственно-бытовые стоки, а для этого построить канализационные насосные станции. Стала очевидна проблема с нехваткой мощности электроподстанций, и у нас есть рекомендации по решению данных проблем. Но мы рассматриваем магистральные сети. Внутриквартальные же будут закладывать на следующей стадии проектирования. Это те отраслевые схемы, о которых я уже говорила.
— Тема строительства нового полигона ТБО в Барнауле стала одним из самых и ключевой темой обсуждения у экспертов. Что же предлагает "Гипрогор"?
— Мы заложили полигон в генплан, потому что это диктует нам вышестоящий документ – действующая схема очистки территории по Алтайскому краю. Существующий полигон заполнен на 86%. Плюс он не проходит по нормам эксплуатации.
Кроме того, предложенные площадки уже есть в действующем генплане — документе, который принят в 2010 году на срок до 2025 года. Около Лесного мы предлагали разместить мусороперерабатывающий завод, но в процессе корректировки проекта перенесли его на территорию действующего полигона. Это позволит начать процесс рекультивации участка. Сейчас нужно просчитать, где именно следует поставить такой завод с учетом мощности.
— Второй участок, определенный под полигон ТБО, — около Бельмесево. Вы сами согласны с тем, что на этом участке его можно строить?
Поймите одну важную вещь. Генеральный план развития города лишь рисует планируемую карту с учетом ограничений, социальных и экономических факторов. Дальше она будет наполняться просчитанными проектами. Если выяснится, что на выбранной площадке нельзя строить тот или иной объект, что он не проходит по нормативам, то его и не построят.
Однако, площадку под полигон нужно предусмотреть, возможно на прилегающих территориях к городскому округу. Ведь городу может срочно потребуется полигон для ТБО. Запланированное место позволит сократить срок работы по проблеме.
Про публичные слушания
Меня удивил такой интерес к теме, потому что строительство полигона – это лишь крупица генерального плана города. Гораздо важнее, на мой взгляд, строительство детсадов и школ. Но люди, которые пришли на публичные слушания, Такое в практике "Гипрогора" случилось впервые. Вообще, я в шоке, если честно.
Про работу над генпланами городов
Генплан во всех муниципальных образованиях меняется, как правило, каждые пять лет. В него вносят проектные изменения как раз из-за таких вещей: заложен объект, а его нужно построить на полкилометра южнее. Главное, чтобы этот объект в принципе был запроектирован.
Про производственные зоны
В Барнауле нет новых территорий для развития производства, их нужно изыскивать в рамках Барнаульской агломерации. Но есть большой резерв внутри существующих зон. Нам нужно упорядочить расположение предприятий по классам опасности и, например, предприятия более высокого класса отнести подальше от жилья.
Про парки
В генплане в отдельные зоны мы выделили парки и леса. Плюс предусмотрены зеленые аллеи, где это возможно. Мы полностью учитывали при зонировании территории все существующие зеленые насаждения в целях их сохранения.
Проект генерального плана развития Барнаула до 2036 года сейчас находится в стадии разработки. Специалисты института "Гипрогор" проводят встречи с отраслевыми организациями (строительными, ресурсными и т.д.), готовят необходимые документы для Минэкономразвития и крайадминистрации. Это предусматривает регламент подготовки любого генплана. Он же определяет сбор предложений и замечаний от ведомств, профессиональных сообществ и горожан. После этого проект отправляется на доработку. Никаких дополнительных административных рычагов и политических решений для этого не требуется такой порядок определен законодательством.
Публичные слушания также являются частью процедуры по знакомству населения с проектом документа и сбору мнений граждан. Сорванные публичные слушания в Барнауле нарушили выстроенный ход работы и пока до конца не ясно, когда они завершатся. Остается надеяться, что тайм-аут будет использован на то, чтобы разъяснить горожанам без недомолвок и двусмысленностей, каким может стать Барнаул к 2036 году.