апрель 6, 2017
В Железнодорожном суде Барнаула в течение трех дней допрашивали главного свидетеля обвинения по делу бывшего вице-губернатора Юрия Денисова и его супруги. Женщина работала в АКИПКРО на руководящих должностях, и в том числе была первым проректором. Именно она стала сотрудничать с ФСБ и фигурировала на кадрах оперативной съемки.
Юрий Денисов в суде.
Олег Богданов, altapress.ru
Женщина является свидетелем в двух эпизодах дела — о взятках в крупном и особо крупном размерах. Свидетельница подробно рассказала, как Денисов мог получить деньги.
По данным следствия, в 2009 году Денисов предложил проректору АКИПКРО передать ему взятку за его труд по включению учреждения в комплексную программу модернизации образования и своевременному перечислению денег. Женщина согласилась и заплатила ему 182 тысячи рублей из кассы АКИПКРО.
На суде свидетель пояснила, что Денисов вызвал ее к себе и сообщил, что во время действия программы она и другие работники из руководящего состава учреждения довольно солидно заработали, а он никакого вознаграждения не получил.
Женщина согласилась заплатить ему за его участие в программе, хотя знала, что Денисов не должен был получать эти деньги. Ей нужно было обосновать трату этих средств, и она составила три расходно-кассовых ордера и три договора о якобы выполненных Денисовым работах, которые он подписал. При этом она объяснила начальнику, что ей пришлось составить эти документы, поскольку иного выхода у нее не было. В ответ Денисов сказал, что ему все равно, каким образом она обосновала получение его вознаграждения, сообщила свидетель.
Однако в 2010 году экс-руководитель краевого управления по образованию снова вызвал к себе проректора и дал ей указания изъять все документы о получении им денег, поскольку в АКИПКРО намечалась финансовая проверка. Договоры проректор уничтожила сама, а бухгалтеру сказала разобраться с ордерами и переписать кассовую книгу. Позже они переписали все документы с теми же данным на сотрудника АКИПКРО, который увольнялся из учреждения. Он подписал эти бумаги, сообщила свидетель.
Позднее оказалось, что бухгалтер оригиналы ордеров не уничтожила, а хранила у себя дома. Эти документы легли в основу обвинения.
В 2011-2015 годах действовала федеральная целевая программа развития образования, на реализацию которой краю выделяли десятки миллионов. В 2012-2015 годах Денисов направлял суммы из этой программы по своему усмотрению. Руководителем этой программы он назначил данную свидетельницу, а федеральной стажировочной площадкой — АКИПКРО.
По данным следствия, в 2013 году вице-губернатор предложил проректору передавать ему частями взятку за своевременное перечисление на счет института средств в рамках данной программы. В 2013-2015 годах женщина лично и через супругу передала Денисову взятки на общую сумму 2 млн. 250 тыс. рублей.
На суде свидетель пояснила, что бывший вице-губернатор никогда не выполнял работы по вышеуказанным программам, а взятки получал за действия, которые и так входят в его должностные полномочия. Но она передавала ему взятки, поскольку боялась не только своего увольнения, но и того, что стажировочной площадкой сделают другое учреждение. Программа позволяла преподавателям АКИПКРО дополнительно заработать — их зарплаты были минимальны. Женщина отметила, что Денисов фактически был "царем и богом" образования в крае, на совещаниях часто угрожал сотрудникам увольнением. "Выговорами не отделаетесь, всех уволю", — цитировала слова бывшего начальника свидетель.
В итоге в течение нескольких лет женщина, по ее словам, отдавала Денисову около 50% от своего заработка в качестве взяток лично в его кабинете и через жену. Часть денег ей помогли собрать другие педагоги из руководящего состава — всего три человека. При этом женщина пыталась оформить передачу денег документально, но Денисов отказался подписывать бумаги.
Последнюю часть взятки экс-проректор должна была отдать в декабре 2015 года, но Денисов отложил передачу, так как подозревал, что за ним следят, и жестами просил говорить об этом тише, сообщила свидетель.
В январе 2016 женщина обратилась в ФСБ. Согласно инструкции правоохранителей, она должна была ненадолго отложить встречу при очередной передаче взятки для того, чтобы сотрудники ФСБ успели подготовиться к оперативной съемке. Так свидетель и сделала: сообщила Денисовой, которая утром 4 марта 2016 года подъехала за деньгами, что находится у дочери, а деньги у нее дома, и перенесла встречу на обеденное время.
Всего экс-проректор передавала взятки 8 раз. Три из них прошли через Татьяну Денисову — одна встреча состоялась во дворе дома проректора, одна у здания АКИПКРО, которую видели два свидетеля, и третья с участием сотрудников ФСБ. Остальные Юрий Денисов получал лично в своем рабочем кабинете и в здании управления по образованию.
На суде также заслушали свидетеля, на которого переписали расходно-кассовые ордера (эпизод I). Мужчина подтвердил показания экс-проректора. Адвокаты и сам Юрий Денисов сделали акцент на том, что этого свидетеля уволили из управления по образованию после выговора. Однако мужчина заявил суду, что это были рабочие моменты и зла на подсудимого он не держит, а значит оговаривать его оснований не имеет.