ноябрь 14, 2017
Барнаульская группа компаний "Ритейл Сервис" разработала кассу самообслуживания, которая может функционировать без оператора. Аппарат предназначен для торговых сетей и стоит на 30% дешевле зарубежных аналогов.
Касса самообслуживания "Ритейл Сервис".
Анна Зайкова
Именно из-за высокой стоимости партнеры "Ритейл Сервиса" несколько лет назад отказались от таких терминалов, привезенных из-за рубежа. По словам гендиректора группы Павла Старцева, в России пока нет налаженного производства подобного оборудования.
Задача касс самообслуживания — разгрузить кассиров и позволить людям с небольшим числом покупок быстрее пройти очередь.
"Ритейл Сервис" в 2014 году реализовывал по установке двух касс самообслуживания от американской компании NCR в торговой сети "Улыбка радуги" (Санкт-Петербург). Достигнута договоренность о запуске пилотного проекта касс самообслуживания собственной разработки до конца 2017 года.
— От наших партнеров мы не раз слышали, что если бы касса была подешевле, то и интереса к ней было бы больше — срок окупаемости стал бы более реальным. Зарплаты кассира в России довольно низкие, поэтому только за счет оптимизации штата вернуть затраты на это оборудование сложно. Рынок требует кассу, которая по функциональности была бы не хуже зарубежных аппаратов, но с более доступной ценой.
На разработку собственной кассы у "Ритейл Сервиса" ушло два года. Специалисты компании создали программное обеспечение, управляющую электронику и корпус терминала. Комплектующие (кроме корпуса) закупаются из-за рубежа.
Касса NCR в России стоит $25-30 тыс., рассказал Павел Старцев. У "Ритейл Сервиса" будет дешевле примерно на 30%. Терминалы только с безналичным расчетом обойдутся еще дешевле на $6-10 тыс. долларов (модуль для приема кэша — дорогой элемент).
С кассами самообслуживания эффективность работы кассиров магазина может вырасти на 20%, говорит Алексей Шишкин.
— Небольшой считается покупка до 15 товаров. Если в обычную неделю (не праздничную, не предпраздничную) доля таких покупок достигает 40%, то имеет смысл ставить кассы самообслуживания. Например, в магазинах рядом с вузами, где большая часть покупателей — студенты. Если наплыв покупателей наблюдается в основном в обеденное время, то кассы тоже могут скорректировать нагрузку на операторов. Еще одно применение — в вечернее и ночное время, когда покупателей мало, можно обойтись совсем без кассира. В гипермаркетах, где люди в основном идут с большими тележками, эффективность будет ниже.
По словам Шишкина, окупить затраты на терминалы можно при их правильном использовании. Возврат инвестиций происходит за счет экономии на зарплате кассиров, увеличении товарооборота.
— Когда в магазине час пик, в торговых залах почти никого нет. Поэтому товар вовремя не выкладывают на полки, и покупатель не может его взять. Если освободить кассиров, у них будет больше времени на работу в зале. Товарооборот может вырасти на 1-1,5% - это значительная цифра. Срок окупаемости проекта за счет перечисленных факторов составит 3-5 лет. Причем чтобы увидеть экономический эффект, нужно внедрять кассы самообслуживания в нескольких магазинах. Если они будут стоять только в одном, то это работа исключительно на имидж.
Сейчас "Ритейл Сервис" ведет переговоры с "Улыбкой радуги" и несколькими сибирскими сетями по реализации пилотных проектов, запуск которых планируется в первом квартале 2018 года.
По мнению Павла Старцева, кассы самообслуживания могут найти свою нишу в России, ведь в Европе и США они активно эксплуатируются и установлены во многих местах. Он подчеркивает, что их использование не означает отказ от обычных касс.
Если аппараты станут востребованы, то "Ритейл Сервис" организует их производство в Барнауле.
1. Покупатель ставит корзину с продуктами на специальную полку. Нажимает кнопку "Пуск" на сенсорном экране.
2. Каждый товар "пробивают" с помощью сканера (покупку нужно поднести к нему стороной со штрихкодом). Если в одной связке больше чем одна единица товара, дополнительно вводится количество.
3. После "пробивки" товар ставят в зону упаковки — на полку с функцией взвешивания. Так проверяется соответствие того, что "отбили", и того, что поставили. Поэтому нельзя вначале "отбить" йогурт, затем газировку, а на полку поставить их в обратном порядке.
4. Выбирается способ оплаты: наличные, кредитная карта, использование бонусных карт. Мелочь кидается в специальную емкость с желобом, бумажные деньги отправляются в щель, привычный покупателям платежный терминал расположен справа от экрана.
5. Касса выдает чек.
6. Продавец-консультант вызывается при помощи красного сигнального фонаря, если: