март 19, 2018
Директор подмосковного совхоза (и, по некоторым данным, миллиардер) Павел Грудинин, выдвинутый КПРФ на пост президента России, в Алтайском крае набрал почти вдвое больше голосов, чем в среднем по России: 23,67% против 12,05% (по предварительным данным). За него в крае проголосовали около 282 тыс. человек. Между тем, до начала кампании о нем мало кто слышал. В чем причины феномена? Рассуждают политологи и политики.
Павел Грудинин.
vk.com/id140204185
Политолог Сергей Асеев полагает: на высокие результаты Павла Грудинина в крае оказало довольно резонансное заявление первого секретаря крайкома КПРФ Марии Прусаковой — она призвала голосовать, оценивая уровень жизни.
Голосовали не за Грудинина и не против Путина — против положения дел в социально-экономической сфере региона, говорит эксперт.
— Голосуя, население оценивало свое положение, свой уровень доходов, кредитного обременения. Заявляло о своих проблемах, о каких-то угрозах, которые оно видит. Показательно, что из 11 субъектов РФ, где у президента менее 70%, значительная часть — регионы Дальнего Востока и Якутия. Эти регионы ощущают существенный прессинг и усиление интересов Китая, и это их беспокоит на фоне усугубления собственных социально-экономических проблем.
О том, что предвыборная "атака Марии Прусаковой на краевую власть" нашла отзыв у избирателей, говорит и депутат АКЗС от "Справедливой России" Владислав Вакаев.
Большая доля сельского населения и относительно высокая популярность и влияние в регионе КПРФ — на совпадение этих факторов обратил внимание политолог Юрий Чернышов.
— Грудинин соединил в своем образе черты успешного агрария и "левого" кандидата.
Владислав Вакаев результатами Грудинина не удивлен: коммунисты в крае имеют устойчивую базу избирателей, а электоральные предпочтения — вещь долгоиграющая. Справоросс в результатах "агрогенерала" не видит сенсации: грудининские 23,67% — это ненамного больше, чем результат КПРФ на выборах в Госдуму в 2016 году (17,25%).
Вакаев полагает, что часть избирателей, традиционно голосовавших за Владимира Жириновского (а это протестный электорат), на этот раз, вероятно, перетекли к Грудинину — по словам депутата, алтайские жириновцы "завалили кампанию". С тем, что протестное голосование добавило Грудинину голосов, согласен и Юрий Чернышов.
— На Алтае и раньше нередко проявлялось протестное голосование (за Владимира Жириновского, за Михаила Евдокимова и т.д.), связанное с низким уровнем жизни населения. Часть того электората, который был приведен на выборы под давлением, искала альтернативы. Среди семерки дебатировавших кандидатов Грудинин, говоривший о реальных проблемах, выглядел более достойно, чем многие другие, нередко переходившие на ругань.
О том что административный "пригон" населения, который, как ни крути, имел место, способствовал протестному голосованию, говорит и Сергей Асеев.
При этом Юрий Чернышов не исключает, что в пользу Грудинина отчасти сыграла и кампания по его дискредитации: "В итоге и сложился такой "близкий" части избирателей образ (который, кстати, отнюдь не во всем может соответствовать реальности)".
При этом сам Грудинин — неплохой популист, считает Сергей Асеев. "За живое" задела избирателей Мария Прусакова — но и сам Грудинин, всю жизнь проработавший в сельской местности, понимает, чем зацепить жителя края, в котором половина живет в селе, а еще немалая часть — бывшие сельчане.
Он всегда говорит то, что население желает слышать. И озвучивая объективные проблемы региона в ходе кампании, он выводил эти проблемы именно в ту плоскость, в которой о них желали слышать его сторонники.
Отсюда — зафиксированное у части избирателей "локальное воодушевление": они почувствовали, что их мнение может быть трансформировано в какие-то изменения — и это мнение выразили в ходе голосования.
А вот предвыборная тактика социального оптимизма, которая, по некоторым данным, исходила из администрации президента, не возымела своего действия. Начиная с Нового года власти старались не допускать появление в публичном пространстве информации, которая могла бы огорчить избирателя. Напротив, основная повестка в СМИ — позитивная.
— Если внушать населению, что его зарплата в три раза больше реальной, рано или поздно это начинает раздражать.