Обложили не на шутку: как повышение НДС отразится на жителях Алтайского края

июнь 20, 2018

Повышение НДС с 18 до 20% увеличит финансовую нагрузку на бизнес, что неминуемо приведет к росту цен в 2019 году. В таких прогнозах сходятся и федеральные, и местные эксперты. Таким образом, бороться с бедностью и совершать инновационные прорывы, что предусмотрено в майском указе президента, государство будет за счет потребителей.

Кулак, побои, насилие.
pixabay.com

Как и зачем повышают?

16 июня премьер-министр Дмитрий Медведев подписал документ о в Госдуму законопроекта о повышении НДС на 2%. Льготные 10% сохранятся для производителей продовольствия, детских товаров, печатной и медицинской продукции.

Увеличение НДС даст бюджету дополнительные 600 млрд рублей в год, посчитали в минфине России. Весь объем налога поступает в федеральную казну.

Деньги пойдут на исполнение майского указа президента. Чтобы его реализовать к 2024 году, правительству не хватает 8 трлн рублей, заявлял в мае Дмитрий Медведев. Повышение НДС с учетом роста ВВП даст бюджету около 4 трлн за шесть лет.

Когда повысят НДС?

Новая ставка НДС будет действовать с 1 января 2019 года.

Какие будут последствия?

1. Бизнес нагрузят

"Увеличение НДС на 2% — это будь здоров! — говорит Александр Атабаев, гендиректор алтайской компании "Трубопласт-А". — Мы, например, сырье покупаем вагонами. Вагон стоит 6,5 млн рублей. Как только я получил сырье, сразу должен уплатить НДС. Раньше платил 18%, должен буду 20%. Как мне выкручиваться?"

Разумеется, дополнительные затраты бизнес "зашьет" в стоимость продукции. Но повысить ее удастся на всем, и точно — не быстро.

По словам Виталия Смокотина, гендиректора компании "Мартика" (производит пластиковые изделия), особенно пострадает тот бизнес, который работает на потребительском высококонкуретном рынке.

Виталий Смокотин,
генеральный директор компании "Мартика":

— Поднять цены на изделия в более или менее краткосрочной перспективе нам не позволят рынок и конкуренты. Во-первых, не растут ни доходы жителей, ни объем потребления. И рост цен эту ситуацию не улучшит. Во-вторых, кто-то из конкурентов пожелает усилить позиции и не станет повышать цены — сети сразу выведут с полок тех, кто увеличит стоимость.

Кроме того, есть действующие договоры с теми же сетями, которые не позволят одномоментно поднять цены. По условиям одних сетей, о росте стоимости нужно предупреждать за 90 дней, других — за 160 дней, говорит Смокотин.

Борис Беньковский, президент "Алтайской гильдии пекарей и кондитеров", считает, что из-за действующих договоров некоторое время будет сохраняться дисбаланс в экономике предприятий. Это же коснется компаний-подрядчиков по муниципальным и госконтрактам.

Грусть. Депрессия. Маска
CC0

2. Цены подскочат

Однако со временем бизнес все равно выправит ситуацию. И тогда повышение НДС ляжет на плечи потребителей.

"Цены на все повысятся, — говорит Беньковский. — Чудес не бывает. Уровень налогообложения и ценообразование — сообщающиеся сосуды".

3. Инфляция ускорится, ключевая ставка не упадет

Банк России инфляцию в 3,5–4% в конце 2018 года и ее краткосрочное повышение до 4–4,5% в 2019 году. В связи с этим в ЦБ не исключают, что ключевая ставка (сейчас 7,25%) не только не будет понижаться, но может возрасти, сообщил .

Как это отразится на местном бизнесе?

Рост НДС бизнес расценивает как еще один шаг по беспрецедентной нагрузке на него.

Татьяна Ларина,
заместитель председателя правления Алтайского союза предпринимателей:

— Если бы дело было только в НДС! Сейчас каждая лишняя копейка уже катастрофическая.

Последние два-три года государство, не повышая налогов, находило способы "качать" деньги у предпринимателей: вводило систему "Платон", заставляло устанавливать тахографы, онлайн-кассы, маркировать изделия, отменяло льготы на налог на движимое имущество и т. д. Ларина называет такие шаги "государственным рэкетом".

По ее словам, власти, решая сиюминутные задачи прямолинейным увеличением нагрузки, забывают о долгосрочном развитии.

Татьяна Ларина,
заместитель председателя правления Алтайского союза предпринимателей:

— Все стратегии, которые принимались до 2025 года, больше не имеют смысла. Они формировались, исходя из определенных условий, обстоятельств, экономической ситуации.

Не говоря о том, что и бизнес в условиях непредсказуемости не может планировать свою деятельность.

"Нас ввели в состояние постоянного стресса. Мы уже как амебы, которых постоянно колют иголкой, — не реагируем", — говорит Ларина.