июль 6, 2018
В школах сокращают часы на важнейшие предметы – физику, химию и математику. При этом стандартизация образования не дает способным школьникам полюбить и глубоко изучить эти предметы. Но у этих проблем есть решение, говорили 3 июля на научно-практической конференции в АлтГТУ.
Научно-практическая конференция в АлтГТУ.
предоставлено организатором конференции
В Барнаул на несколько дней приехали педагоги из разных регионов России, а также ученые и эксперты в области образования. Их собрал Фонд Андрея Мельниченко на конференцию своих образовательных центров.
Меценат Андрей Мельниченко финансирует программу поддержки одаренных школьников. Всего за полтора года работы основанный им благотворительный фонд открыл 8 образовательных центров по всей стране. В них ученики 5-11 классов углубленно изучают естественные и точные науки. В первую очередь эти образовательные центры открываются в регионах присутствия компаний Андрея Мельниченко – Еврохим, СУЭК и СГК.
В Барнауле такой центр действует на базе АлтГТУ и называется «Наследники Ползунова». Его создали в 2017 году, и сразу же запустили филиалы в Бийске и Рубцовске, так как в этих городах недавно начала работать Сибирская генерирующая компания.
Для «Наследников Ползунова» Фонд Андрея Мельниченко оборудовал сразу несколько лабораторий. В них ставят химические опыты, занимаются физикой, робототехникой и другими видами инженерного творчества, а также проводят исследовательские работы.
С детьми занимаются преподаватели вузов. Все занятия бесплатные. Школьников отбирают по итогам тестирования. В 2017 году из 600 желающих в центр приняли 400, сообщил ректор АлтГТУ Андрей Марков.
Главная цель – помочь способным и мотивированным детям освоить естественнонаучные дисциплины, чтобы они смогли успешно учиться в лучших вузах и, в конечном счете, построили блестящие карьеры.
У организаторов есть и меркантильные интересы, признается исполнительный директор Фонда Александр Чередник. Андрей Мельниченко рассчитывает, что талантливые воспитанники региональных образовательных центров пополнят ряды сотрудников его компаний и помогут им развиваться.
Да. Яркий пример: десятиклассник из Рубцовска Данил Панов открыл редкую переменную звезду. Ей дали официальное название в честь юного ученого — Dan V1. Школьник, благодаря финансовой поддержке Фонда Андрея Мельниченко, летал в США, где представил свой научный проект перед экспертами на крупнейшем международном конкурсе научных и инженерных достижений школьников Intel ISEF-2018. Воспитанники образовательного центра "Наследники Ползунова" и его филиалов только за последние месяцы были награждены несколькими призовыми дипломами и медалями престижных международных научных смотров.
В том, что в Центре детского научного и инженерно-технического творчества «Наследники Ползунова» немало выдающихся детей, 3 июля убедились и журналисты. Их поразил пятиклассник, который представился как «Лисовой Михаил Михайлович».
Он начал презентацию своего проекта так: «Я вдохновился книгой великого ученого Перельмана, в которой описано устройство для письма ручкой в поезде во время движения…». По аналогии Михаил сделал приспособление, которое помогает набирать текст на планшете во время движения в транспорте. Говорил пятиклассник языком и формулировками профессоров московских вузов.
Кроме того, Михаил разработал и создал опытный образец стеклопакета (!) с улучшенной шумоизоляцией. Похоже, из пятиклассника Лисового может вырасти нобелевский лауреат. Но смог бы он проявить свои таланты, если бы не Фонд Андрея Мельниченко?
Сотрудники образовательных центров Фонда из разных регионов делились удачным опытом работы с одаренными детьми. Это важно: только при индивидуализированном и квалифицированном подходе каждый такой ребенок может максимально раскрыть свой потенциал.
На панельной дискуссии эксперты обсуждали и проблемы современного образования. Одна из них – крен в сторону гуманитарных дисциплин. Из-за этого на такие предметы как физика, химия и математика часов остается все меньше. Программы становятся все более регламентированными, учителя строго ими ограничены, а также вымотаны бесконечными и никому не нужными отчетами.
В таких условиях программы дополнительного образования, которые предлагает Фонд Андрея Мельниченко, – один из выходов из этой непростой ситуации.
— Будущие звезды науки требуют особого отношения. То, что Фонд Андрея Мельниченко их поддерживает, – это замечательно. У нас сложились добрые отношения с руководством Фонда. Мы видим, что бизнес заботится о детях, понимая, что это будущее страны.
— Мы живем в одном едином образовательном и научном пространстве. Свершения Фонда крайне важны: они помогают лучшие стандарты распространять по России. Чтобы у всех детей были равные шансы развиваться, поступать в вузы и строить карьеру.
— Это первая подобная конференция для наших центров. Уверен, такие события станут традиционными. Мы изначально рассматривали Алтайский край как общесибирский центр для обмена опытом. В пользу этого сыграли несколько факторов. Во-первых, удобное географическое положение. Во-вторых, здесь широка география присутствия Сибирской генерирующей компании: Барнаул, Рубцовск и Бийск.
В-третьих, в Центре "Наследники Ползунова" и его филиалах собран уникальный преподавательский состав. Например, в Бийске есть специалист, который отлично готовит выпускников к олимпиадам по физике. Сейчас мы запускаем дополнительные программы дистанционного образования, и лекции этого преподавателя смогут «посетить» при помощи современных технологий воспитанники аналогичных центров из других городов России.
Более 16 млн рублей вложил Фонд Андрея Мельниченко в создание Центра детского научного и инженерно-технического творчества «Наследники Ползунова».