ноябрь 15, 2018
С 2019 года в России начнут создавать большую информационную систему, в которую соберут данные обо всех сельхозпредприятиях страны. Но сами аграрии делиться ими не готовы, а к цифровым технологиям относятся настороженно. Чтобы простимулировать процесс, власти планируют выделять субсидии. "Получается, аграрии, как кролики, пока вы их кормите, они размножаются и приносят пользу", - заявил один из экспертов форума секции ИТ-форума. Вокруг темы цифровизации сельского хозяйства там разгорелась серьезная дискуссия.
Коровы на ферме АКХ "Ануйское".
Олег Богданов
Алтайское хозяйство "Родинское" комплексно заниматься цифровизацией с приходом нового собственника несколько лет назад. Федеральному холдингу "КДВ-групп" было важно отслеживать все этапы производства, начиная от объемов используемого топлива на каждом комбайне, заканчивая глубиной обработки почвы.
Сейчас "Родинское" единственное в крае использует специальный аппарат — тарировочную машину. Устройство позволяет настроить датчики мониторинга расхода ГСМ. Дело в том, что даже небольшой наклон комбайна или трактора дает возможность "мухлевать" при заправке. Тарировочная машина это исключает.
Юрий Силагадзе, замдиректора компании "Эра НТ", разработавшей топливное ноу-хау, рассказал, что использовать его можно и в полевых условиях, когда дозаправка тракторов и комбайнов происходит вне базы хозяйства и проконтролировать этот процесс довольно сложно.
Эксперт уверяет: установка таких систем на легковой транспорт малоэффективна из-за относительно небольшого расхода топлива. В случае с мощной сельхозтехникой все наоборот. После внедрения системы контроля расхода ГСМ экономия в "Родинском" составила до 30%, что для большого хозяйства, где обрабатывается 16 тысяч га пашни, серьезный показатель.
В "Родинском" сельхозтехника буквально напичкана различными датчиками. С помощью них контролируют геометрию оборудования при работе. Это, например, позволяет агроному дистанционно с точностью до сантиметров отследить глубину вспашки почвы на каждом из полей.
Оцифровано и само рабочее место механизатора. Кроме уже привычного подруливающего устройства, здесь имеется система учета рабочего времени. Каждый сотрудник имеет свою карточку, которую он должен поднести к датчику перед тем, выйти в поле. Данные тут же выгружаются в систему 1С.
В цифровое будущее двигается и агрохолдинг "Алтайские закрома". На птицефабрике "Новоеловской", входящей в его структуру, все этапы производства, начиная от подачи корма, заканчивая климатом в птичниках, контролируются в режиме онлайн.
Михаил Клушин, представлявший на ИТ-форуме центр технологического развития "Информационные системы", наглядно продемонстрировал, как на предприятии работает система "Умная ферма".
Датчиками полностью оборудован один птичник. Сейчас идет 45-й день посадки цыплят. На дисплее можно увидеть их средний вес, температуру в помещении, движение воздуха, уровень накопления вредных газов и другие параметры. Все это анализируется, выводится на дисплей. Графики формируются в динамике, по ним в дальнейшем можно делать отчеты, сравнивать периоды.
В области животноводства технологии пошли еще дальше, заверил эксперт. Сейчас центр занимается продвижением австрийской системы "Смартекс". Суть ее такова: в желудок коровы вживляется датчик, который передает данные о ее физиологическом состоянии. Он определяет кислотности желудка, температуру животного, его активность, период половой охоты, предоставляет информацию, необходимую для корректировки рациона питания.
Помимо самих датчиков в коровниках устанавливаются базовые станции, которые получают информацию и отправляют ее на «облако». Затем отчеты поступают на мобильные устройства специалистам фермы.
На вопрос из зала, есть ли такие системы в Алтайском крае, эксперт ответил: "Нет".
Владимир Никифоров, руководитель сельхозпредприятия "Ануйское", дойное стадо в котором превышает 2,5 тысячи голов, на ИТ-форуме не был. Но когда услышал про чипы в желудках коров, то первым делом поинтересовался, а что это дает и сколько стоит?
Перечисленные функции руководителя явно не впечатлили. "Надо сначала решить насущные проблемы, а потом уже в желудки коровам залезать", - резюмировал он.
Неоднозначное отношения к ноу-хау и в тех регионах, где оно уже применяется. Один из экспертов ИТ-форума в кулуарах рассказал, что недавно на крупном форуме в Казани аналогичную систему уже обсуждали. После того, как айтишники ее презентовали, один из сельхозпроизводителей сказал: "Я лучше куплю корове мобильный, научу ее разговаривать, она будет мне звонить и все о себе рассказывать".
Шутка наглядно продемонстрировала, как российские аграрии относятся к передовых технологиям.
По подсчетам экспертов, в Алтайском крае число хозяйств, комплексно подходящих к вопросам цифровизации, не превышает 10-15 из нескольких тысяч. Остальные в лучшем случае используют отдельные элементы точного земледелия, либо вообще далеки от этого.
Михаил Клушин считает: личная заинтересованность собственника в цифровизации сельхозпроизводства - это главный мотиватор. При этом хозяин бизнеса должен понимать, что покупка дорогостоящей системы чудес и молниеносных результатов не принесет. А если в производстве "бардак", лучше от цифровых технологий точно не станет.
Юрий Силагадзе полагает, что проблема гораздо глубже. По его мнению, пока в растениеводстве края будут преобладать мелкие хозяйства с площадью посевов до 500 га, прорыва ожидать не стоит. Даже при большом желании руководителей, ресурсов для комплексного внедрения цифровых технологий у таких предприятий, как правило, нет.
Максим Герасимюк, врио начальника управления связи и массовых коммуникаций края, не скрывает: процесс цифровизации в регионе тормозят проблемы технического характера. В ряде районов скорость передачи данных до сих пор носит статус "неустойчивая". В полях зачастую и вовсе нет мобильной связи.
В таких условиях цифровые данные, полученные с датчиков на технике, аккумулируются, но предать их оперативно можно только в зоне устойчивого покрытия. А какой тогда от них толк?
Есть вопросы и по точности позиционирования. Имеющиеся технические возможности позволяют отслеживать сельхозтехнику на полях с погрешностью в 10-15 метров. Для проведения точного высева культур этого явно не достаточно. В этом случае погрешность не должна превышать 1,5-2 сантиметров.
Решить эту проблему планируется в 2019 году. Предполагается, что «Российские космические системы» могут создать в Алтайском крае сеть базовых референцных станций высокоточного земледелия. Пять подобных станций компания планирует установит уже в трех районах с наиболее развитым сельхозпроизводством.
Если проект окажется удачными, его расширят до масштабов всего региона. По подсчетам экспертов, потребуется для этого порядка 60 млн рублей.
На ИТ-форуме представили удачный в этом плане опыт Республики Башкирия. Несколько лет назад регион вложил аналогичную сумму в подобную систему и сумел ее коммерциализировать. Высокоточные данные оказались востребованы со стороны дорожных служб, страховых и нефтегазовых компаний. Последние с их помощью отслеживают состояние своих сетей. В бюджет Башкирии базовые станции приносят 300 млн рублей в год.
Создание подобной системы в Алтайском крае станет лишь частью большой программы цифровизации сельского хозяйства. Регламентирующий документ на уровне региона уже разработан и отправлен на согласование в Москву.
Предполагается, что в крае появится центр компетенций - площадка, которая бы объединяла сельхозпроизводителей и заинтересованные IT-компании, которые желают опробовать свои наработки в полевых условиях для дальнейшего использования.
Еще одним элементом программы, по предварительным данным, станет большая информационная система, включающая в себя достоверные данные обо всех сельхозпроизводителях, их площадях посевов, объемах производства, контрагентах и так далее.
"Возможно, тогда все будет прозрачно. В системе будут отражены исчерпывающие данные, вплоть до того, куда была продана конкретная тонна зерна и что с ней сделал покупатель", - сообщил Максим Герасимюк в ходе ИТ-форума.
Из зала тут же последовали возражения. По словам Юрия Силагадзе, аграрии, не желающие выходить из тени, вряд ли захотят раскрывать подобную информацию. На что Максим Герасимюк ответил: государство планирует предоставлять за это субсидии.
Правда, как будет действовать эта система субсидирования, пока не известно. Конкретики по этому вопросу, скорее всего, появится к концу текущего года.