март 13, 2020
Основатели одной из крупнейших торговых сетей «Холидей», сумевшие после ее громкого банкротства создать новый торговый бизнес, нащупали еще одну золотую жилу. Связанная с ними фирма «Холидей Маркетинг» начала взыскивать миллионы с поставщиков по особой схеме - за неправомерное использование торговых знаков. «Я в шоке», - говорит Константин Рябинин, гендиректор барнаульской фирмы «Константа», которая одной из первых «попала на деньги».
Банкротство.
СС0
Первый миллион на этой схеме фирма «Холидей Маркетинг» уже заработала — деньги должна ей выплатить предприниматель из Омска Татьяна Арефьева. Судебное решение по ее делу стало прецедентом. И если фирма пойдет по этой проторенной дорожке, мало не покажется и другим.
Омичка отшивала детскую одежду под торговой маркой «Игрята» по предложению сети «Холидей». Одежда шла только на полки этих супермаркетов - в 2017 году Арефьева поставила брючки на 500 тыс. рублей.
Два года спустя, уже в 2019-м, «Компанию Холидей» признали банкротом. А осенью в игру вступила родственная ей фирма «Холидей Маркетинг». Она потребовала у предпринимательницы денег.
Основатели сети «Холидей» - бизнесмены Николай Скороходов и Александр Брыкин. По данным Kartoteka.ru, Скороходову принадлежит 0,08% «Компании Холидей», до банкротства он был ее гендиректором. 99,82% - у кипрского офшора.
В 2010-2018 годах партнерам, а также Сергею Степанову почти в равных долях принадлежала фирма «Холидей Маркетинг». В 2018 году они оставили себе по 0,33%, 99% получил Александр Погорелов.
Николай Скороходов с партнерами учредили целую группу юрлиц. "На него зарегистрировано семь компаний", - объясняет Павел Нестеров, алтайский бизнес-омбудсмен. В этой же "обойме" - небольшая фирма с единственным работником в штате - «Холидей Маркетинг».
При этом, по данным Kartoteka.ru (возможно, неполным), она - правообладатель 41 товарного знака. И у ней именно те знаки, под которыми в супермаркетах «Холидея» продавались товары по собственной торговой маркой сети (по крайней мере, часть).
И вот на суде представитель фирмы популярно объяснил. Во-первых, знак "Игрята", под которым Арефьева отшивала (а супермаркеты "Холидей" продавали) брючки, принадлежит "Холидею Маркетинг" .
Во-вторых, факт поставок в торговую сеть подтверждается накладными. В-третьих, разрешения на его использование она не давала.
Стало быть, налицо нарушение исключительных прав. Фирма требовала компенсацию в 1 млн. И добилась своего. Арефьева проиграла ей суд в двух инстанциях.
У компании «Константа», тоже отшивавшей по заказу «Холидея» детскую одежду под брендом «Игрята», фирма отсудила уже 2,5 млн рублей — пока только в первой инстанции. Константин Рябинин, гендиректор "Константы", не просто в недоумении — он в шоке.
"Мы им привезли продукцию на склад, они ее посмотрели, выложили к себе на полку, продали, получили прибыль. Потом в какой-то момент отказались оплатить. Два года мы судились, забрали эти деньги через суд. Они еще раз получили прибыль, потому что деньги всегда имеют стоимость. И вот теперь те же самые учредители на нас подают в суд", - объясняет он.
Константин говорит: был уверен, что выиграет суд. Ведь шить одежду под этим же брендом ему предложила в 2016 году сама сеть «Холидей», и есть тому доказательство - переписка с менеджером.
Предприниматель отдает себе отчет: если правообладатель - «Холидей Маркетинг», то да, надо было получить у фирмы разрешение. Но менеджер «Холидея» его заверила: "Игрята" - их торговая марка. И именно «Компания Холидей» была у него заказчиком. И с ней «Константа» заключила договор об использовании торгового знака.
«Оснований не доверять компании, входившей в ТОП-200 Forbes, у меня не было. Сейчас я понимаю: меня вводили в заблуждение», - говорит он.
Константин Рябинин объясняет: его фирма поставляла одежду под брендом «Игрята» только в супермаркеты «Холидея». В 2017-м, когда сеть стала задерживать платежи, поставки прекратились. И делать одежду под этим брендом «Константа» тоже перестала.
А осенью 2019 года фирма «Холидей Маркетинг» подала в суд и на «Константу». Рябинин говорит: судились семь месяцев.
На суде показали: фирма — аффилированное с учредителями бизнеса лицо. Более того, на суд, по словам собеседника altapress.ru, ходили юристы «Компании Холидей».
«В доказательство того, что мы продавали одежду под маркой «Игрята» в супермаркетах, они предъявили документы из «Компании Холидей». А ведь это коммерческая информация. Получить ее, не будь они аффилированными, они просто не имели возможности», - комментирует предприниматель.
И все же суд вынес решение не в его пользу. «Для нас это решение означает банкротство», - говорит Рябинин.
Алтайский бизнес-омбудсмен Павел Нестеров называет эту схему изощренной.
«Компания «Холидей» понудила поставщиков производить товары под ее торговой маркой, а сегодня «Холидей Маркетинг» предъявляет требования за ее использование», - говорит он.
Наталья Пинигина, руководитель бюро по защите прав предпринимателей новосибирского отделения «Опоры России», объясняет: суд удовлетворил требования «Холидей Маркетинг» к «Константе» после того, как апелляция «засилила» решение по предпринимательнице из Омска.
Пока иски поданы только к трем сибирским предпринимателям. Но весьма вероятно, что отработав на первых «жертвах», «Холидей Маркетинг» пойдет дальше.
Ведь на похожих условиях в супермаркеты «Холидея» поставляли десятки или даже сотни компаний. Среди которые есть и алтайские, включая, например, «Ренессанс Косметик». Словом, открывается широкое поле возможностей для того, чтобы "заработать" миллионы.
Если иски правообладателя торговых знаков «Холидей Маркетинг» к бывшим поставщикам торговой сети все же единичные, то конкурсный управляющий обанкротившейся торговой сети («Компания Холидей») подал уже более 700 исков.
Напомним, он требует от поставщиков вернуть компании-банкроту деньги, выплаченные за продукцию (которая уже съедена и выпита, а одежда изношена) в период, когда магазины еще работали, но дело о банкротстве уже началось (за месяц до подачи заявления в суд).
Проблемами поставщиков сейчас занимаются все — от губернаторов и их подчиненных до бизнес-омбудсменов, «Опоры России», сенаторов и депутатов Госдумы.
Объединение сил привело к результатам: по словам Натальи Пинигиной, судьи начали подходить к рассмотрению исков конкурсного управляющего не формально, как раньше. Теперь они вникают в суть дела и у поставщиков есть шанс сохранить свои деньги.
Тем временем Николай Скороходов под вывеской «НСК-Холди» и сейчас переводит его под другую: «Фермер-Центр.РФ».
Константин Рябинин говорит: «Я не знаю, как люди, которые все это затеяли, спят». На вопрос altapress.ru, вы бы подали этому человеку руку, он ответил: «Конечно, нет».
В деле о банкротстве «Компании Холидей» иски предъявлены или могут быть предъявлены 43 компаниям из Алтайского края на сумму около 230 млн рублей, сообщил Александр Евстигнеев, руководитель управления края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
В них работает около 2,9 тыс. сотрудников. В целом в российских компаниях, поставлявших продукцию в сеть "Холидей" и получавших оплату в спорный период, заняты около 16 тыс. человек.
По информации ряда СМИ, конкурсный управляющий может подать 1,7 тыс. исковых заявлений и потребовать от поставщиков вернуть 6 мдрд рублей, которые торговая сеть заплатила им за товары в спорный период.