сентябрь 10, 2020
19 и 20 сентября в театре кукол «Сказка» в Барнауле пройдет премьера мюзикла «Все мыши любят сыр». Поставил его питерский режиссер, актер и обладатель «Золотой маски» Петр Васильев. Altapress.ru узнал, что он думает о современном театре, реально ли заинтересовать детей искусством и где он хранит самую главную театральную награду страны.
Режиссер Петр Васильев
Анна Зайкова, ИД "Алтапресс"
— Да, юбилейный.
— Как-то так сложилось. Ни разу в жизни не подавал заявки в театры, меня сами зовут на работу. Получается, я баловень судьбы.
Сначала был артистом в эстрадном театре, потом постановщиком номеров. Для одного пластического спектакля потребовалось сделать этюд с куклами. Я достаточно быстро выполнил задачу режиссера, и он остался в восхищении: «Как можно артистов, которые ни разу в жизни не держали в руках кукол, так быстро обучить?».
Затем меня позвали в Тобольск в драматический театр с небольшим детским репертуаром. Они хотели расширить его за счет кукольных спектаклей. Так и пошло-поехало.
Бывали рекорды: ставил в год по 10 спектаклей. Приходилось, как моряку дальнего плавания, надолго покидать дом.
И все это – без профильного диплома. Так получилось, что я работал в театре, еще учась, на практике постигал профессию.
Петр Васильев — питерский режиссер и актер театра кукол.
В 1995 году окончил Лицей драматического искусства. В 1999-м — факультет театра кукол СпбГАТИ.
Лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа актера в театре кукол» за исполнение главной роли в спектакле «Холстомер» Большого театра кукол.
Работал в театре марионеток им. Деммени, театре эстрадной марионетки «Мини-Длин», Санкт-Петербургском государственном кукольном театре сказки и других организациях.
С января 2019 года — главный режиссер Мурманского областного театра кукол.
Сейчас, правда, готовлюсь получить диплом режиссера театра кукол в Ярославском театральном институте. «Все мыши любят сыр» — мой дипломный спектакль.
На дополнительное образование подстегнул закон Российской Федерации о том, что руководящие должности в бюджетных учреждениях должны занимать люди с профильным образованием (Петр Васильев занимает должность главного режиссера Мурманского театра кукол. — Прим. ред.).
— Страшно сказать, но до конца 2020 года мне предстоит выпустить еще пять спектаклей в разных городах. Все из-за коронавируса, который сдвинул многие премьеры.
Театры вынуждены отчитываться за бюджетные деньги. Делать нечего — придется положить побольше вещей в чемодан и, не заезжая домой, колесить по городам.
— Лучший отдых — это смена деятельности. Прилечу в Санкт-Петербург, приду в мастерскую, буду делать кукол. Немножко отдохну, работая руками. Еще, если бы не пандемия, успел бы поиграть в нескольких спектаклях.
— Нет, у меня иная физическая нагрузка.
Видите ли, есть профессия режиссер, а есть призвание кукольник. Настоящий кукольник как артист оригинального жанра в цирке — человек, который должен многое уметь делать сам: реквизит, костюмы, готовить номера. Так же и кукольник должен постоянно оттачивать свое мастерство во всем.
Самая большая беда — нет времени на чтение. А это необходимая составляющая профессии.
Жить тоже надо успевать. Потому что хорошие примеры для сцены берутся как раз из нее.
— Ее написал венгерский драматург Дюла Урбан. Но я в ней хорошенько «переночевал». Добавил песенного материала, чуть-чуть вмешался в диалоги и финал спектакля.
— А что такого? Выдерживают же они трехчасовых «Мстителей». Там, конечно, картинка часто меняется и артисты известные. Но мы тоже с претензией на известность — затрагиваем немножко американскую культуру.
Спектакль начинен узнаваемыми ситуациями из современной жизни. Не страшно, что речь идет о мышах. Местами они ведут себя как голливудские артисты. Разноплановость, выпадания из сюжетной линии помогут зрителю немного отдохнуть, переключиться и собрать внимание.
Прием «черного кабинета» мне кажется необычным для вашего театра. Может, новизна тоже притянет зрительский интерес.
— Изначально в пьесе присутствовали песенки, но они были серединка на половинку. Нужно было либо совсем от них отказаться, либо наращивать материал до полноценного жанра. Иначе я, как постановщик, не смог бы обосновать их появление.
— Да, у нее были разработки по пьесе еще со студенческих времен. Однажды, перебирая старые работы, она нашла рисунки к «Мышам» и предложила мне их поставить.
Я тогда даже не был знаком с пьесой. Но идея понравилась, и работа Алевтины с небольшими моими изменениями представлена в «Сказке».
— Притянуть за уши можно все что угодно. При желании найти плохое — найдется плохое. Но я надеюсь, что наша страна станет последним форпостом в решении подобных вопросов.
Правда, в спектакле есть маленькая отсылочка с цитатой из Майкла Джексона. Там конкретный намек на то, что есть люди разных цветов кожи. Но если разбирать по сути, постановка просто про мышей — белых и серых.
— Конечно. Если вспомнить историю театра кукол и площадные представления с Петрушкой — все же было поставлено на горячих городских новостях, которые высмеивались. И музыкант рядом с петрушечником нужен был лишь для того, чтобы вовремя крикнуть: «Тикаем, полиция!»
— Поиска своего пути. Сейчас можно делать все что угодно и называть театром. С одной стороны, это хорошо, с другой — не очень. Возникают театры-однодневки, которые заявляют свое право так называться, хотя по большому счету и не следовало бы.
Самая большая проблема у театра кукол — поиск материала. Огромное количество драматургии, которое было создано в XX веке до 90-х годов, устарело и не выдерживает критики.
— Спектакли Архангельского театра кукол «Прыгающая принцесса», «Золоченые лбы», «Хамлет». Можно заглянуть на сайт «Театр актуальных кукол» — это проект Большого театра кукол, там есть неплохие постановки для детей.
С новой драматургией тоже непонятно. Говорят, что ребенок взрослеет раньше, но я не согласен. Право на детство должно быть у всех.
Сейчас стараются говорить с ребенком очень серьезно. Спектакль 0+ , но при этом обсуждаются проблемы в семье, поднимается тема наркотиков и смерти. На сцене все можно, а надо ли? Мне кажется, что нет.
Кто-то говорит, что дети другие, они воспитаны вселенной Marvel и трансформерами, зайчики и белочки им не нужны. Ну почему не нужны? «Колобка» и «Курочку Рябу» они читают, Чуковского знают наизусть.
— На ее счет есть четкая линия партии: госучреждениям настоятельно рекомендуют обращать внимание на школьную классику. На такие проекты с удовольствием дают деньги.
В классике нет ничего плохого. Я сам перечитываю некоторые книги время от времени. Почему не поставить Гоголя, Лескова?
Можно взять известную фамилию и поставить неизвестное произведение. Я сам пойду таким путем: в следующем году сделаю в Мурманске спектакль по непрограммным рассказам Чехова.
— Школьники — самый трудный зритель. Заманить их в театр трудно. Ребенок живет в периоде отрицания, заявляя свое право быть самостоятельной личностью. А его ведут в «какой-то кукольный театр». Зачем? Что он там не видел?
С ними должна быть по-другому выстроена работа. Лучше, если в школы будут ходить не распространители билетов с холодным носом и задачей побольше продать, а человек, разбирающийся в репертуаре.
В некоторых театрах сохранилась такая профессия, как театральный педагог, который выходит перед спектаклем и ведет беседу о постановке.
В кукольном театре в Архангельске создано общество любителей кукол. Это инициативная группа артистов и администрации. Они приезжают на внеклассные мероприятия в учебные заведения, обсуждают с детьми произведения, предлагают им представить, как это могло бы выглядеть на сцене, а потом зовут посмотреть. И к ним приходит уже подготовленный целевой зритель. Так воспитывается целое поколение.
Общество потребления все портит. У многих взрослых замещаются понятия артист и аниматор. Последних так много сейчас в торговых центрах, кафе. Ребеночка можно сдать, с ними Джек Воробей побегает, а родитель пока отдохнет.
Не все понимают, что театр — это другое. Человек, который самостоятельно покупает билеты, должен проделать большую предварительную работу. «А я могу ребенка посадить, а сама погулять?» — изначально неправильная позиция родителя.
— Замечаю за собой, что репертуар растет вместе с моими детьми — у меня две дочери. Пока я с ними играл в одни игры — понимал, как работать для малышей. Сейчас приятнее выстраивать диалог со школьниками, понимаю их проблематику.
Бэби-театр не признаю. Он должен иметь другие формы. Например, в Швеции с совсем маленькими зрителями занимаются не артисты, а психологи. Потому что это очень опасная территория. Первый поход в социум с неизвестными людьми, в темное помещение, где высовывают непонятные предметы, легко может нанести травму на всю жизнь.
— Боюсь, что начну сейчас ругаться. Я видел несколько театров после ремонта, там сплошные проблемы. К сожалению, вся система выстроена таким образом, что надо работать по тендеру, а конкурс выигрывает тот, кто делает дешевле всех. Но не лучше.
Когда Мурманский театр кукол сдавали в декабре прошлого года, рабочие, которые монтировали механику сцены, сказали мне: «Все, у вас занавес открывается и закрывается, только вы часто не пользуйтесь им. Срок службы лебедки — полтора года. Если будете использовать чаще — то год».
Вот и получается, что с одной стороны театру повезло, что он получил свое помещение, а с другой — что с этой лебедкой делать? Воевать без конца?
Поэтому главный ресурс театра — люди. Не только артисты, но и администрация. Если они болеют за театр, то сделают так, что, несмотря на всякие бюрократические трудности и тендеры, в нем все будет функционировать.
— Висит дома на стене, живет своей жизнью. Она нужна больше не мне, а театрам. Почему-то подобную информацию очень любят вывешивать на рекламную продукцию, как будто она имеет значение для зрительского интереса.
Но однажды был случай, когда «Маска» мне пригодилась. Я травмировался на сцене, доковылял до дома, вызвал врачей. Приехали молодые здоровые ребята, смотрят подозрительно на меня — лежит, чего-то охает, на вид перелома нет. И вдруг один из них увидел на стене награду. Спрашивает: «Это че у вас, «Золотая маска»? Так это типа круто! Давай, берем его аккуратненько на носилки, повезли в больницу!».
Еще у меня есть премия «Золотой софит». Там девочка стоит на одной ножке на шаре и в руке держит веночек. Моя супруга на него вешала сережки. Однажды я вернулся домой, а мои дети ползают по полу и играют со статуэткой. Причем достаточно грубо елозили ею по полу. «Девочки мои, это же папина награда!» — воскликнул я. На что они искренне ответили: «Нет, это подставка под сережки».
Помимо "Все мыши любят сыр", алтайский театр кукол подготовил еще два премьеры.
Это спектакли "Легенда о добром Л." в постановке питерского режиссера Екатерины Ложкиной по стихам американского поэта Доктора Сьюза и "Дневник ленинградской школьницы" режиссера Татьяны Тимофеевой по документальным записям блокадницы Тани Савичевой.
Увидеть их можно будет в октябре.