Что делать мобилизованному бизнесу и как власти будут решать его проблемы – разбор altapress.ru

октябрь 4, 2022

В правительстве России только на этой неделе планируют запустить первый блок мер для решения проблем бизнеса из-за частичной мобилизации, пишет «Коммерсантъ». Меры надо принять безотлагательно, считают в бизнес-сообществе – ведь отправка на спецоперацию руководителей бизнеса и ключевых специалистов может привести к остановке предприятий и неисполнению обязательств по налогам, кредитам и контрактам. Кое-что предприниматели могут сделать уже сегодня - чтобы подготовиться. Рассказываем об этом, а также о том, какие меры обсуждаются.

Бизнес. Каким путем идти?
unsplash.com

1
Предприниматель мобилизован - может ли он кому-то передоверить бизнес?

Мобилизованный предприниматель не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Это напрямую указано в , п.7 статьи 10 (а мобилизованный равен по статусу к военнослужащему, согласно указу президента "Об объявлении частичной мобилизации").

Из этого явно следует, что, в частности, ИП не может перепоручить ведение своего бизнеса по доверенности в случае своей мобилизации. По крайне мере пока.

Депутаты Госдумы намерены снять запрет для мобилизованных ИП заниматься предпринимательской деятельностью, законопроект подготовлен, . Это как раз позволит им вести бизнес через доверенных лиц. Но закон еще не принят - так что ждите телеграмму.

2
Как быть в ситуации запрета мобилизованному предпринимателю?

Юристы считают, что для ИП, которого ожидает мобилизация, самое простое — сняться с учета, сдать отчетность, заплатить фиксированные взносы с 1 января по дату снятия с учета, а сотрудников уволить. Если он, конечно, успеет, получив повестку.

Наталья Брылева, партнер юридической компании «Туров и партнеры», считает разумным такой вариант: переоформить деятельность на другого ИП или юрлицо и уведомить об этом всех контрагентов по заключенным договорам.

Переформление дело не быстрое - требует около двух недель. И юрист советует оформить нотариальную доверенность на другого человека на то, чтобы он перевел все процессы на другого ИП или юрлицо. Как это сделать, она подробно рассказала изданию ».

С организацией немного проще. Учредитель фирмы может продать долю через нотариуса - с долей все обязательства и сотрудники переходят к ее новому владельцу.

А вот самозанятому сниматься с учета необязательно. Если у него нет дохода, облагаемого налогом на профдоход, то и начисляться налог не будет, объяснили в ФНС.

Налоги. Недвижимость.
Pixabay.com
3
А надо ли мобилизованному бизнесмену вообще платить налоги - может, есть хотя бы отсрочка?

Основания, порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов определены главой 9 Налогового кодекса РФ. Мобилизации как основания для отсрочки-рассрочки там пока нет.

4
Как сдавать налоговую и бухгалтерскую отчетность, если ИП или директор мобилизован?

Однако, возможно, предприниматель не успел переоформить бизнес. А отчитываться надо.

В : для того, чтобы сдать отчетность, можно оформить доверенность на имя уполномоченного представителя на сдачу отчетности в налоговые органы.

Если нужно оформить доверенность от уже мобилизованного руководителя организации, ее можно заверить у командира (начальника) части в пунктах дислокации. По Гражданскому кодексу (п. 2 статьи 185.1), такое удостоверение приравнивается к нотариальному.

5
Как исчислить страховые взносы в соцфонды в фиксированном размере за период мобилизации?

Период мобилизации приравнивается к периоду прохождения воинской службы, объяснили налоговики. За время, когда предпринимательская или иная профессиональная деятельность (ее ведут, например, адвокаты, нотариусы, оценщики и т.д.) не велась, страховые взносы в фиксированном размере не уплачиваются.

6
Как предпринимателю заплатить налоги, если он мобилизован?

Если заплатить налоги будет невозможно из-за мобилизации (когда подойдет срок уплаты, предприниматель будет уже в военной части), в алтайском УФНС советуют обратиться в Региональный ситуационный центр и попытаться там найти решение.

Ни правительство РФ, ни ФНС еще не ввели каких-то общих для всей страны вариантов.

В ситуационный центр можно позвонить по горячей линии в Барнауле +7 (3852) 66-96-78. Можно обратиться через Личный кабинет или направить обращение на адрес электронной почты

Налоги. Личный кабинет.
Pixabay.com
7
Самозанятого мобилизовали до того, как выставили к оплате налог за предыдущий период - что делать?

Для этого в разделе «Платежи» приложения «Мой налог» можно настроить автоплатеж. Налог будет списан с карты автоматически.

Можно также уполномочить банк на оплату налога, предоставив ему соответствующие права в приложении «Мой налог». Перечень кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с ФНС России, доступен в разделе «Партнеры» приложения «Мой налог», а также на сайте npd.nalog.ru/credit-orgs/

Кстати, уплатить налоги за мобилизованного может любое лицо - родственники, друзья и др. При этом в платежном поручении необходимо указать его ИНН. Оформить такое поручение и произвести оплату онлайн можно в сервисе «Уплата налогов и госпошлин» на сайте ФНС России.

8
Что делать мобилизованному предпринимателю с непогашенными кредитами?

В Госдуме еще только подготовили поправки о введении кредитных каникул на время службы для мобилизованных ИП. Тем временем о запуске программы реструктуризации кредитов малого и микробизнеса заявил Сбербанк.

В случае мобилизации ИП и собственников, доля участия которых в компании более 50%, возможно получение отсрочки в погашении основного долга и процентов. Заявку на реструктуризацию можно подать в интернет-банке СберБизнес.

Из ведомств заявления сделал лишь Минсельхоз РФ: он планирует поддержать мобилизованных предпринимателей, получивших гранты "Агростартап", "Агропрогресс" или "Агротуризм". Им хотят дать возможность передать права пользования купленным на грант имуществом другому лицу.

А если получатель гранта не успел реализовать средства в полном объеме и принял решение прекратить деятельности ИП или юрлица, грант вернется в бюджет. При этом предпринимателя освободят от ответственности за недостижение плановых показателей, пишет . Документ еще не принят.

Налоги. Налоговая служба.
ФНС.
9
Что делать, если ключевые сотрудники фирмы подпадают под мобилизацию?

Можно попытаться получить бронь на каких-то сотрудников, объяснил алтайский бизнес-омбудсмен Андрей Осипов. По его сведениям, в крае возобновляют работу муниципальные комиссии по бронированию, в которые может обратиться работодатель.

Правда, с правилами бронирования не все ясно. Единственное ведомство, которое опубликовало список отраслей и специальностей, не подпадающих под мобилизацию, это Минцифры (). Оно также создало механизм подачи заявок.

В аппарате бизнес-омбудсмена есть план подготовить и разместить на сайте методичку для работодателей по бронированию для разных отраслей. Но, по словам Андрея Осипова, с этим есть трудности: списки тех, кто не подпадает под мобилизацию, другими ведомствами не разглашаются.

Напомним, работодатель обязан сохранить за мобилизованным сотрудником рабочее место, трудовой договор с ним на время службы должен быть приостановлен. На время мобилизации работодатель может принять временного сотрудника по срочному трудовому договору. Подробнее - центр "".

10
Что еще планируется сделать, чтобы поддержать и сохранить в стране бизнес?

Так или иначе - проблемы у бизнеса могут оказаться весьма серьезными. Но все изменения, так или иначе связанные с мобилизацией, принимаются на федеральном уровне, сказал Андрей Осипов. Сейчас обсуждаются такие варианты поддержки.

  • Предоставлять бронь либо длительную отсрочку для тех ИП, кто работает больше года (вариант: больше шести месяцев. – «Коммерсантъ») и у кого больше пяти сотрудников.
  • Предоставить возможность брони руководителям, учредителям и ключевым специалистам предприятий и организаций, чей призыв может остановить работу и привести к срыву контрактов и негативным последствиям для работников.
  • Предоставить предпринимателям 1-2 месяца отсрочки для того, чтобы переоформить бизнес на кого-то другого.
  • Ввести квоты на призыв сотрудников одного предприятия. «Не должно быть так, что в транспортной компании призвали восемь из девяти водителей», - привел пример бизнес-омбудсмен.

По данным издания «Комммерсантъ», квоты предлагается такие: не менее 30% от числа сотрудников при более 15 занятых и не менее 50% — при меньшей численности и для системообразующих, стратегически значимых компаний и участников цепочек поставок предприятий ОПК.

Но какие именно меры будут приняты, пока сказать трудно. В 2021 году в Алтайском крае было зарегистрировано 46 703 ИП и 41 362 юрлица.