октябрь 20, 2022
Несколько обращений от женщин с просьбой помочь вернуть мобилизованных многодетных отцов поступило на днях уполномоченному по правам человека в Алтайском крае Борису Ларину. Что он ответил? Об этом, а также об ошибках в ходе мобилизации, возвращении военнопленных с Алтая домой и жалобах жен и родственников военнослужащих, он рассказал журналистам в ходе большой межрегиональной конференции.
Размещение мобилизованных из Алтайского края в Омске.
Телеграм-канал уполномоченного по правам человека в АК.
«В основном пишут женщины, просят: верните нашим детям отцов, нельзя их отправлять», – прокомментировал Борис Ларин последние обращения жителей края к уполномоченному по правам человека.
Их мужья – отцы трех и более детей, которые слышали об их праве на отсрочку от мобилизации.
Напомним, , что отцам троих и более детей до 16 лет (а если один ребенок инвалид – до 18) дают отсрочку СМИ распространили со ссылкой на некое секретное указание Генштаба Минобороны РФ.
Между тем, закон этого пока не предусматривает. Поправки в Госдуму были внесены, но 18 октября депутаты их не приняли. И сразу после этого события к уполномоченному и поступило несколько обращений.
«В письме Генерального штаба, насколько я знаю (а я его не видел, потому что это закрытое письмо), говорится, что решение этого вопроса - на усмотрение военных комиссариатов. Но пока нет законодательной ясности, мы не можем гарантировать людям возможность возвращения», - сказал он.
При этом уполномоченный отметил, что военкомы выполняют важную задачу – они мобилизуют людей, и должны с этой задачей справиться.
Тем временем более 100 мобилизованных жителей Алтайского края все же вернулись домой, напомнил Борис Ларин. Но причины возврата другие - как правило, состояние здоровья или неподходящий возраст.
«Мой вопрос был военкому: почему не у нас проверяют? Потому что по мобилизации нет единого сборного пункта в Алтайском крае. Ребят свозят в учебный центр со всех районов и городов отдельно. И только там есть возможность некий фильтр организовать, - объяснил Борис Ларин.
Одна из первых жалоб об ошибочной мобилизации поступила из Мамонтовского района - от супруги 57-летнего сержанта запаса. Судя по словам уполномоченного, мужчина уже находился в учебном центре в Омске.
«Мы быстро оформили запрос, чтобы с ним побеседовали на месте, потому что бывают такие ситуации: жены просят вернуть мужа, а мужчины говорят – нет, мы пойдем и выполним свой долг. Но вот в данном случае человека вернули, он находится дома», - сказал уполномоченный.
Вообще же, большинство авторов обращений, связанных с мобилизацией, - женщины.
Поступали к уполномоченному и жалобы на условия размещения в Омской области. Борис Ларин рассказал, что в таких случаях взаимодействует с коллегой – Ириной Касьяновой (уполномоченным по Омской области).
«Она в учебном центре неоднократно бывала, в том числе с нашими ребятами общалась. По конкретным случаям я обращаюсь к ней, она разбирается и помогает ребятам», - сказал Ларин.
Один из обратившихся к омбудсмену мужчин не был доволен тем, что его, человека с медицинским образованием, зачислили на службу как стрелка (против самой мобилизации он не возражал). Собеседник altapress.ru сказал, что после вмешательства ситуацию удалось исправить.
В аппарате уполномоченного рассказали и о жалобе молодого человека, мобилизованного, как выяснилось, с переломом руки.
«Когда его забрали, у него была трещина кости, но он об этом не знал - выяснили уже на месте. А его планировали отправить в зону спецоперации. После того, как связались с уполномоченным из Омской области, его осмотрела медкомиссия. Ему оказали помощь и отправку в зону спецоперации отложили», - рассказали в аппарате.
Самой сложной на сегодня проблемой, связанной с проведением спецоперации, Борис Ларин назвал возвращение пленных.
«Это наши ребята, которые после начала специальной военной операции попали в плен или пропали без вести. При решении вопроса мы плотно работаем с федеральным уполномоченным, потому что из Барнаула это решить невозможно. Обмениваемся списками, информацией. Федеральный уполномоченный выходит на Министерство обороны», - объяснил он.
Полной информации о том, сколько жителей Алтайского края находятся в плену или пропали без вести, у Ларина нет. В его (не полном) списке таких 17. Троих удалось вернуть путем обмена. «Один человек из этого списка, к сожалению, погиб», - сказал омбудсмен.
В целом же омбудсмену поступило около 35 жалоб, связанных с мобилизацией.
Ранее , что Минобороны установило мобилизационные квоты для каждого региона. А также о том, что указ о завершении частичной мобилизации глава государства не подписал.
Добавим также, что глава минсоцзащиты края Наталья Оськина , что на 17 октября 47% мобилизованных из Алтайского края получили единовременные выплаты - по 100 тыс. рублей.
Представители минсоцзащиты, включая главу ведомства, несколько дней работали в учебном центре в Омске, где общались с мобилизованными. И на официальной страничке "Правительства Алтайского края" в соцсети ВКонтакте представитель ведомства рассказал вот что.