ноябрь 28, 2022
Altapress.ru выбрал 10 самых заметных архитектурных объектов 2021-2022 годов в Барнауле. А удачные они или нет вы сможете решить сами, опираясь на опросник от архитектора Алексея Квасова. Также вместе с коллегой Максимом Максименко он рассказал о том, что мешает нашему городу стать более удобным и красивым.
ЖК "Столичный".
Дмитрий Лямзин.
Проектная компания «Архигрупп».
Ул. 1905 года, 25. «Селф».
Жилищный комплекс, который кардинально изменил вид на площадь Октября с пр. Строителей. С него дом с огромным шпилем напоминает грозную сталинскую высотку.
«Столичный» — самое высокое здание в Барнауле. «Рост» этого гиганта вместе со шпилем составляет 102 метра. Комплекс «перерос» 25-этажную «Аврору» с ул. Гущина за кардиоцентром. Ее высота — 97 метров.
Но не вид с крыши делает дом притягательным. Это объект бизнес-класса, где есть квартиры с пятиметровыми потолками, в которых при желании можно обустроить второй ярус. В 300 метрах от комплекса расположен динамично развивающийся парк «Изумрудный».
Ул. Гоголя, 46а. «Ярус».
«Алтайгражданпроект».
Еще один элитный «шпиль» в Барнауле. Комплекс менее грозный, чем «Столичный», более «стеклянный», «хрупкий». Черты дома более плавные, округленные.
Изначально предполагалось, что этот объект будет выглядеть совсем по-другому. Комплекс должен был быть более приземистым (не 8-11 этажей, а 7-9). И более «собранным» - никаких башни и шпиля.
В 2015 году градостроительный совет посчитал, что подобный проект нарушит архитектурный ансамбль, «задавит» стоящий рядом ЗАГС. И утвердил другой вариант, который уже не выглядел таким угрожающе тяжеловесным.
В 2021 году «Собрание» победил в конкурсе «Топ-ЖК», как лучшая жилая новостройка в Алтайском крае.
Ул. Пушкина, 41. «Селф», «Век-строй».
Архитектурная мастерская Евгения Тоскина.
В 2014 году старое здание «Сказки» признали аварийным. Обычно театры в России только реконструируют. Барнаул стал удачным и очень редким исключением. Поэтому и результат соответствующий — объект оказался настоящей достопримечательностью.
Проект разработала архитектурная мастерская Евгения Тоскина в стиле конца XIX – начала XX веков. Красно-белое кирпичное здание с карнизами, арками и яркой часовой башней притягивает горожан не только на спектакли, но и на фотосессии.
Еще одна фишка здания — цветные витражи на окнах. Они создают сказочное настроение не только снаружи, но и внутри. Лучи солнца падают на стекло и красиво переливаются всеми цветами радуги на мраморной лестнице.
Помимо внешней привлекательности театр получил большой и удобный зрительный зал на 203 места со специальными трансформирующимися креслами.
Ул. Партизанская, 187.
Творческая мастерская Александра Деринга «Классика».
Еще одно нежилое здание, архитектура которого ярко выделяется в городском пространстве.
Новый коричнево-графитный корпус университета в стиле модерн своей необычной формой напомнил нам об игре «Тетрис». Архитекторы же видят в нем образ растущего древа знаний. Его ветви — аудитории, которые консольно выносятся из стены более чем на четыре метра.
Здание определенно поддерживает дух учебного заведения, которое известно своей любовью к новым технологиям.
По мнению архитектора Максима Максименко, это лучший новый объект Барнаула за последний год или даже несколько лет.
«Это подтверждается интересом профессионального сообщества, - говорит он. - Алтайская организация союза архитекторов России еще зимой, сразу после запуска объекта, организовала на него экскурсию с участием авторов и представителей вуза».
Также корпус высоко оценили на нескольких профессиональных смотрах-конкурсах и фестивалях: Гран-при на фестивале «Зодчество в Сибири - 2022», диплом I степени Международной ассоциации союзов архитекторов на фестивале «Зодчество-2022» в Москве и другие.
И более кратко о еще шести барнаульских объектах, которые заслуживают внимания.
Ул. Пролетарская, 151. «Адалин».
Комплекс, который состоит их трех домов разной этажности. Проектировщики вдохновлялись традициями скандинавской архитектуры. Строгие коричневые фасады игриво выглядывают из-за деревьев, когда мы смотрим на них из окон нашей редакции.
Ул. 280-летия Барнаула, 23. «Союз».
Главный архитектор — Алексей Квасов.
По-фински белый и строгий комплекс, возведенный по принципу «город в городе». Внутри каждого из четырех домов собственный двор, в котором арт-объекты отсылают к историческому и природному наследию. Зоны отдыха сделаны из экологичных материалов.
Ул. Власихинская, 65. «Адалин».
Проектная компания «Архигрупп».
Четыре разноэтажных дома, на одном из которых установлены самые большие в городе часы. Строгий бело-шоколадный дом возвышается над обширной дворовой территорией со спортивными площадками, зонами отдыха, дорожками для прогулок и катания на велосипедах.
Ул. Профинтерна, 28а. «Селф».
Жилой комплекс комфорт-класса в центре Барнаула. Здесь, как и в «Столичном», можно встретить двухуровневые квартиры. Необычное решение — аппетитный цвет фасада. Он притягивает взгляд и заставляет задать вопрос: «Фуксия? Кисель? Марганцовка?».
Ул. Нагорная 6-я, 15г/9. «Домстрой».
Проектная мастерская «Концепт».
Жилищный комплекс в 20 шагах от Ленточного бора.
Узкие и высокие дома со вставками на фасаде цвета «сосновые иголки» и сами немного напоминают деревья.
Павловский тракт, 307/1. «Профресурс».
Проектная компания «Архигрупп».
И снова скандинавские мотивы. Лаконичные монохромные фасады в декоративной штукатурке. Цветовая гамма отсылает к природным белым и серым оттенкам под стать заснеженным холмам и горным скалам. Ее освежает акцентный глубокий красный цвет.
Архитектор Алексей Квасов предложил читателям altapress.ru попробовать себя в роли экспертов и самим оценить качество архитектурных объектов. Он подсказал критерии оценки, расположив их в приоритетной последовательности по убыванию.
«Ответив на эти вопросы, любой человек сможет понять на сколько качественный и продуманный объект перед ним», - говорит архитектор.
1. Градостроительная уместность:
назначение объекта соответствует месту или конфликтует с местоположением?
объект выглядит, как слон в посудной лавке или сомасштабен окружающей застройке?
объект нарушает сложившиеся пешеходные и транспортные связи или удобен пешеходам и автомобилистам?
2. Объем и внутреннее содержание объекта:
объем здания оригинален и вызывает позитивные эмоции или выглядит нелепым?
внешний вид объекта соответствует содержанию или его функция не понятна?
невозможно найти, где у здания главный вход, и вы заблудились внутри, или им удобно пользоваться и его планировка продумана?
3. Эстетика фасадных решений. Ландшафт и благоустройство:
фасад здания выполнен из надежных, разнообразных по фактуре и цвету материалов или однообразно покрашен недолговечной краской?
на фоне здания хочется сфотографироваться и подойти поближе или достаточно беглого взгляда издалека?
есть ли желание погулять по территории с ребенком или же это неподходящее и небезопасное место для отдыха?
Но есть и способ оценить объекты проще. О нем сказал архитектор Максим Максименко, отказавшись комментировать проекты жилых комплексов: «К ним я предъявляю один критерий - хотел бы я в них жить. Ответ простой - скорее нет».
Главные проблемы наши эксперты видят в «лоскутном» освоении города, «зависимости» архитекторов и тендерной системе.
— Прежде всего необходимо решить проблемы долгосрочного городского планирования и управления в сфере градостроительства и архитектуры. Важно остановить лоскутное освоение городской среды, заменив его на комплексное развитие территорий с акцентом на качество архитектуры и среды. Комплексное развитие не означает отказ или уход от индивидуальности в архитектуре, а подразумевает развитие территорий в рамках единого градостроительного замысла.
Необходимо восстановить институт главного архитектора города и сделать его максимально независимым. Важно придать второе дыхание градостроительному совету, наполнив его состав профессионалами-архитекторами. Возобновить практику открытых городских конкурсов на важные городские объекты и привлекать к обсуждению горожан.
— На мой взгляд, в городе нет запроса на профессионалов. Это, кстати, касается не только архитектуры, увы. Крупные застройщики слушают мнение маркетологов и социологов, архитекторы им чаще всего нужны для красивой «упаковки» требуемого количества квадратных метров. Частный заказчик средней руки обычно сам себе архитектор и строитель, и жнец, и на дуде игрец, как говорится.
Муниципальные контракты на проектирование бюджетных объектов проходят отрицательную селекцию тендерного законодательства, когда выигрывает подрядчик с минимальной ценой и сроком, про опыт проектировщиков и качество архитектурных решений разговор при этом не ведется.
Все это, мягко скажем, не способствует улучшению архитектурной среды и развитию города в целом.
Отчасти архитектурное сообщество само виновато в сложившейся ситуации. Зачастую мы не имеем и не отстаиваем единую профессиональную позицию по актуальным вопросам, а молчаливо соглашаемся на предложенные правила игры. В жизни и в городе многое хочется поменять, но начинать надо с себя.