январь 26, 2023
Современному российскому кинематографу остро не хватает смыслов, а региональному, в том числе, алтайскому — еще и кадров. И речь не о сценах на кинопленке, а о специально обученных людях. К таким выводам пришли участники круглого стола, рассмотрев возможности организации съемочного процесса на Алтае. Он прошел в Белокурихе 25 января.
Кинематограф
unsplash.com
Ряд мер по развитию регионального кинематографа анонсировал замминистра культуры Алтайского края Алексей Бочаров. По его словам, к 2024 году планируется разработать концепцию развития кинематографии в Алтайском крае на 10 лет вперед.
В июне этот вопрос будет рассмотрен на заседании правительства (к слову, в этом же месяце планируется тур по интересным локациям края). Затем в рамках Шукшинского фестиваля пройдет сессия, на которой проект документа подвергнется серьезной экспертизе. Ориентировочно к концу года он будет подписан и с 2024 вступит в силу.
Ключевые направления концепции:
Также, по словам Бочарова, по итогам текущего года может быть принято решение об увеличении компенсируемой доли затрат на производство кинофильмов (рибейт) — с 30% до 50%. Это очень серьезные деньги. В настоящее время 50% компенсируют только Красноярский и Пермский края.
У второго Алтая системы рибейтов пока нет. Также председатель кинокомиссии республики Александр Зотин признал, что обзавестись собственной киностудией или кинотехникой в ближайшей перспективе вряд ли удастся.
Вместо этого республиканская кинокомиссия развивает хозяйственную инфраструктуру, активно собирает и предоставляет кинематографистам спецтехнику, здания, сооружения, а также пополняет базу локаций. Количество отфотографированных поселков к концу года планируется довести с 30 до 100-150.
Громадный плюс Алтая в том, что его можно выдать за какой-то другой регион. Здесь есть множество абсолютно разных по виду районов — это и степные, и таежные районы, и горные реки, и озера, и предгорья.
Ранее директор Алтайского биосферного заповедника Игорь Калмыков отмечал, что на юге республики .
Алексей Бочаров отметил, что кинокомиссии двух Алтаев не собираются конкурировать — в условиях ограниченных ресурсов это нецелесообразно.
На круглом столе были озвучены две острые проблемы, стоящие перед алтайским кинематографом. Первая — это, как всегда, кадры - компетентные сотрудники на местах.
Московские продюсеры сетуют, что в регион приходится везти фактически всю съемочную группу. И если артистов второго плана в регионах набирать получается, то с техническими специалистами большие проблемы.
Киноиндустрия требует подготовленных кадров. Вопрос создания специализированных киношкол, курсов уже встает в регионах. Если мы будем постоянно возить всю группу из Москвы, то, конечно, это будет безумно дорого. Хочется, чтобы в регионах появились компетентные специалисты «вторых профессий»: осветители, декораторы, гримеры...
Однако, например, президент гильдии сценаристов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский высказался против того, чтобы сводить региональную киноиндустрию к развитию сервисной базы. По его мнению, регионам необходимы собственные проекты.
Основную задачу нашей гильдии я вижу в системном развитии кинообразования и сценарного девелопмента в регионах. Алтайский край — наш, так сказать, пилотный проект. Я собрал группу начинающих местных сценаристов и сейчас мы придумываем историю, которая происходит на Алтае и должна заниматься, собственно, алтайскими смыслами.
Он добавил, что большая проблема нынешних сценариев заключается в том, что они происходят «в каком-то сферическом вакууме» и контакт с реальностью там утерян —абстрактные люди действуют в абстрактных историях.
Алексей Алешковский указал, что кино должно заниматься реальными проблемами и не бояться их, потому что не выявив конфликта, невозможно какую-либо тему всерьез раскрыть и найти конструктивные пути разрешения этого конфликта.
Замглавы департамента кинематографии и цифрового развития Минкульта РФ Светлана Фричинская тоже уверена, что без создания своего регионального кино ничего развиваться не будет.
Тут нужно влияние таких факторов, как творческое воспитание молодежи, развитие культуры просмотра кино — для этого нужны кинофестивали, а также развитие историй — работа со сценариями, на это как раз у нас заточено много проектов.
Она также озвучила новость о том, что вскоре Минкульт объявит, что такое удостоверение национального фильма и как получать прокатное удостоверение.
Кроме того, Светлана Фричинская сообщила, что весь документооборот отныне переходит в электронный формат, а для представителей киноотрасли пройдут мастер-классы по пользованию новыми электронными площадками.
Заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кино Дмитрий Якунин добавил, что примерно через полгода фондом будет запущен сервис с шаблонами юридических документов для участников киноиндустрии.