октябрь 25, 2023
На форсайт-сессии «Барнаул: образ будущего» прозвучало полное боли замечание: исчез творческий подход в застройке города, а новые многоэтажки лишены индивидуальности. Так ли это и почему – рассказали застройщики и архитекторы.
Новостройки Барнаула. Строительство.
Дмитрий Лямзин.
Один из акционеров «Почтобанка» Андрей Макулов от лица всех горожан заметил, что время смелой и выразительной архитектуры прошло.
«Вот «Анастасия», «Аквамарин» - с моста едешь, люди любуются. После Владимира Мудрика никто не построил красивых зданий, - считает он. – Даже в центре, на ул. Ядринцева новостройки - из 90-х. Просто высокий дом, просто с новым фасадом. Материалы чуть получше, но архитектура та же самая. Почему перестали строить красиво?»
Впрочем, Макулов отнес к достойным работам высотки «Лапландии», тем самым подчеркнув, что хорошую архитектуру могут воплощать в Барнауле и сегодня, поэтому аргумент «дорого» - его не убедит.
Однако подобный ответ и открыл дискуссию. «Когда строили «Трех богатырей» и «Анастасию» - было время жиров. А сейчас протягиваем ноги», - лаконично объяснил гендиректор «Жилищной инициативы» Юрий Гатилов.
Исполнительный директор «Селфа» Владислав Шония кратко поддержал коллегу: «Хочется строить дома с нестандартными решениями как в Москве и за границей, но сталкиваемся с реалиями нестабильного рынка». Он назвал и другую причину – малая насмотренность сообщества.
«Все познается в сравнении. Когда человек не выезжал за пределы своего города, он держится консервативных взглядов – с такими людьми тяжело взаимодействовать. Когда все будут на одной волне, тогда и получится интегрировать насмотренность в реальность», - сказал Шония.
Он добавил, что шаги к расширению кругозора уже предпринимаются. Например, компания «АКТО» организовывает бизнес-туры, где знакомит предпринимателей и архитекторов с интересными проектами в крупных городах России и СНГ.
Главный архитектор края Виктор Четошников считает, что к замечанию стоит прислушаться, ведь любое архитектурное произведение создают не для анализа специалистов, а для главных потребителей – жителей города.
«Выход один – золотая середина, - сказал он. - Деньги, конечно, любят счет, но и о душе нужно думать. Искать компромисс между экономикой проекта и дополнительными вложениями – не такими и большими».
Как отметил Четошников, один из главных критериев оценки архитектуры – узнаваемость. Он выражается даже на уровне народных названий, которые появляются у зданий, например, «Три богатыря» и «Титаник».
«Это объекты, которые стали заметны и получили оценку. Не громкие имена от застройщиков, не имеющие отношения к содержанию, а те особенности, которые отмечают люди», - сказал архитектор.
Яркий признак выразительности объекта - то, что он становится ориентиром, на который легко опереться, объясняя дорогу тому, кто впервые приехал в город. Такие дома можно охарактеризовать в нескольких словах – и их с другими зданиями уже не перепутают.
Также Виктор Четошников подчеркнул, что в наше время в моде стилистика упрощенных форм. Однако и сейчас появляются объекты сложные, с активным силуэтом, которые обращают на себя внимание.
«Если суммировать все, что я сказал, наверное, можно такие здания пересчитать по пальцам, но они есть. Однако основная масса зданий – это визуальный шум. Иногда нейтральный, иногда диссонансный, но шум, - заключил специалист. – Нужно искать компромиссы».
Архитектор Алексей Квасов соглашается с критикой. Он считает, что качество архитектурных решений в Барнауле сильно отстает от передовых стран мира. Чтобы сократить отставание одних зодчих мало.
«Нужно, чтобы застройщик понимал современную архитектуру и важность вложений в нее, чтобы ему самому хотелось. Когда глаза горят, в любом случае найдешь нужных специалистов», - отметил Квасов.
Он предложил застройщикам устраивать конкурсы среди архитекторов, чтобы находить лучшие решения при работе над новыми проектами.
«Нам нужно учиться конкурировать между собой, - сказал Алексей Квасов. – Даже в центре города дома строятся «обычными». И не просто лица не хватает – они неправильные по масштабу, не структурные, решают узкие задачи участка. Возможно, конкурсы помогли бы нащупать критерии, по которым мы могли бы делать хорошие объекты в будущем».
Архитектор Дмитрий Индюков считает, что перемены невозможны, если не изменить отношение к смыслам строительства.
«Большинство делают формально: строим квадратные метры, которые нужны с точки зрения экономики, строят парки, потому что нужно зеленое пятно и «что-то там сделаем». Что, как зачем, каким образом – на эти вопросы не отвечаем, - сказал Индюков. – Без осмысления любой проект – просто коробочка, которая выполняет задачи заказчика здесь и сейчас. А нужно думать, что будет потом».
Специалист подчеркнул, что подход «здесь и сейчас» уничтожает потенциал развития, то есть экономического роста города. Соответственно теряется перспектива создать благоприятную среду, которая позволит молодежи не покидать Барнаул.
О том, что может сделать город зеленым и как завести в центре настоящие креативные пространства, читайте в следующих материалах altapress.ru.
Как спасти Барнаул от пробок и грубых водителей уже можно прочесть и .