июль 10, 2024
«Еще когда я училась в институте, нам сказали: по вредности работа учителя стоит на третьем месте после шахтеров и сотрудников химической промышленности», - вспоминает Наталья Березина, директор всероссийского сообщества «Больше, чем школа». Действительно, труд педагога особенно непрост, а профессиональное выгорание у учителей происходит уже через 10-12 лет. Altapress.ru разбирается, что тяготит современных педагогов и можно ли это исправить.
Школа. Класс. Доска. Учитель.
unsplash.com
Если открыть список профессиональных заболеваний среди учителей, то становится понятно, почему эту профессию называют одной из самых вредных. Близорукость, дисфония (хриплый голос), неврозы, боль в ногах и другие. Педагогам приходится почти весь рабочий день стоять на ногах у доски, а после снова трудиться, но уже дома: проверять тетради, готовиться к уроку и общаться с учениками и их родителями.
Все это Наталья Березина знает по себе, ведь она проработала в школе 32 года. Сейчас она взаимодействует непосредственно с учителями и руководит всероссийским сообществом «Больше, чем школа».
Собеседница отмечает, что с физическими недугами еще можно справиться с помощью массажа, лечебных упражнений и витаминов. А вот снизить психологическую нагрузку гораздо сложнее. На это может влиять и атмосфера в коллективе, и отношение руководства, и взаимодействие с родителями школьников. Но в больше степени — общение с учениками.
Четверо из пяти российских учителей (82%) сталкиваются с симптомами выгорания к концу учебного года, следует из , резидента Фонда «Сколково» на 2022 год.
«Дети сейчас другие и поэтому особенно непросто педагогам старше 50 лет. Они начинали работать в советское время, а там был совершенно другой менталитет. Вот как Марья Ивановна сказала, так ученик и сделал. А если ослушался, так ему еще и родители подзатыльник дадут», — рассказывает Наталья Березина.
Собеседница подчеркивает, что сейчас дети растут в новых условиях - не в таких, как ребята 1980-х и даже 1990-х. Они потребляют информацию в огромных количествах и впитывают ее, как губки. Причем требуют подтвержденных фактов и серьезных аргументов, а на слово уже не верят.
В связи с этим изменился сам подход к школьнику. Директор сообщества подчеркивает, что сегодня недостаточно видеть в ребенке просто ученика - важно разглядеть полноценную личность. Современные дети требуют к себе равного отношения, понимания и уважения.
«В последней школе, где я работала, учились «неудобные» дети. Это те, у кого нет мотивации к учебе, есть прогулы и плохая успеваемость, поэтому школы отправляют их в это учреждение, - вспоминает Наталья Березина. - И представьте, что таких учеников — целый класс. Кажется, как с ними работать? А оказалось, что с ними общаться проще всего. Достаточно дать этим детям то, чего им так не хватает: любовь и внимание. Например, подходишь к ним, спрашиваешь: «А вот как в телефоне документ найти?» И они тут же раскрываются».
Однако учителям следует понимать, что уважение должно быть взаимным, а сотрудничество эффективным. «Я всегда говорила своим ученикам: «Для вас я готова сделать очень многое. А что вы готовы сделать для себя?» - рассказывает собеседница.
В случае, если общение с учеником выходит за рамки разумного, и школьник позволяет себе лишнее: оскорбления, физическое и моральное насилие, издевательства, то в декабре 2023 года в закон «Об образовании» В частности, у педагогов, наконец, на уровне закона появилось право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления личности.
Второй критерий, который «усложняет» жизнь учителей, это излишняя ответственность и неравнодушие, по мнению Натальи Березиной:
«Посмотрите на учителя, которому важно только отработать рабочий день и уйти домой. Зачастую он неплохо себя чувствует и может спокойно работать больше 10 лет. А теперь на учителя, который буквально болеет душой за учеников — он же ведь практически не щадит себя и сгорает, как спичка».
Психолог психиатрической больницы им. Эрдмана Анастасия Тюрина сообщает: ненормально, когда рабочие задачи и переживания все чаще кочуют с рабочего места домой.
Человек «варится» в стрессовой ситуации постоянно, практически не отдыхая. Работа и жизнь смешиваются воедино. Из-за этого у педагога начинают страдать физическое и психическое состояния, наступает выгорание и профдеформация. А это, по мнению Натальи Березиной, страшнее всего.
Характерным признаком профессионального выгорания можно считать естественное желание избегать работы, как чего-то неприятного. Человек часто опаздывает, делает перерывы и максимально откладывает выполнение задач. Из-за этого проблем на работе может появиться еще больше, что только усилит стресс.
Неочевидными симптомами считаются:
Подробнее о том, как распознать выгорание и научиться его предупреждать, Анастасия Тюрина рассказала
По мнению Натальи Березиной, полностью победить выгорание нельзя, ведь это - циклический процесс. За учебный год у педагога накапливается усталость, стресс от многочисленных годовых контрольных и тем более экзаменов.
Перезапустить цикл может помочь здоровый отдых. Не зря отпуск у учителей длится дольше обычного — от 42 до 56 дней. Важно в это время полностью отвлечься от работы и найти новые ресурсы для восполнения сил: путешествия, общение с близкими, новые знакомства, увлечения и хобби.
Директор всероссийского сообщества считает, что учителям важно перестать постоянно спешить и уметь вовремя остановиться:
«Была у меня показательная история. Опаздывала в школу и буквально бежала туда. Я так торопилась, что не заметила, как нога попала в люк, и я провалилась. В итоге сломала руку и в школу не приходила еще несколько месяцев. Тогда я и подумала: «Лучше бы я опоздала, но провела урок, чем выпала из жизни на долгое время».
Также учителям нужно порой позволить себе быть безответственным, считает собеседница. «Иногда важно расслабиться и вновь почувствовать себя ребенком, а еще немного подурачиться. Чем дольше педагогу удается сохранить в себе ощущение радости, тем больше ему удастся оттянуть выгорание».