Сгорают неравнодушные. Почему российские учителя начинают ненавидеть свою работу уже через 10 лет

июль 10, 2024

«Еще когда я училась в институте, нам сказали: по вредности работа учителя стоит на третьем месте после шахтеров и сотрудников химической промышленности», - вспоминает Наталья Березина, директор всероссийского сообщества «Больше, чем школа». Действительно, труд педагога особенно непрост, а профессиональное выгорание у учителей происходит уже через 10-12 лет. Altapress.ru разбирается, что тяготит современных педагогов и можно ли это исправить.

Школа. Класс. Доска. Учитель.
unsplash.com

Хриплый голос и больные ноги

Если открыть список профессиональных заболеваний среди учителей, то становится понятно, почему эту профессию называют одной из самых вредных. Близорукость, дисфония (хриплый голос), неврозы, боль в ногах и другие. Педагогам приходится почти весь рабочий день стоять на ногах у доски, а после снова трудиться, но уже дома: проверять тетради, готовиться к уроку и общаться с учениками и их родителями.

Все это Наталья Березина знает по себе, ведь она проработала в школе 32 года. Сейчас она взаимодействует непосредственно с учителями и руководит всероссийским сообществом «Больше, чем школа».

Собеседница отмечает, что с физическими недугами еще можно справиться с помощью массажа, лечебных упражнений и витаминов. А вот снизить психологическую нагрузку гораздо сложнее. На это может влиять и атмосфера в коллективе, и отношение руководства, и взаимодействие с родителями школьников. Но в больше степени — общение с учениками.

Четверо из пяти российских учителей (82%) сталкиваются с симптомами выгорания к концу учебного года, следует из , резидента Фонда «Сколково» на 2022 год.

Всероссийская летняя школа на Алтае
Altapress.ru
Всероссийская летняя школа на Алтае
Altapress.ru

Не ученик, а личность

«Дети сейчас другие и поэтому особенно непросто педагогам старше 50 лет. Они начинали работать в советское время, а там был совершенно другой менталитет. Вот как Марья Ивановна сказала, так ученик и сделал. А если ослушался, так ему еще и родители подзатыльник дадут», — рассказывает Наталья Березина.

Собеседница подчеркивает, что сейчас дети растут в новых условиях - не в таких, как ребята 1980-х и даже 1990-х. Они потребляют информацию в огромных количествах и впитывают ее, как губки. Причем требуют подтвержденных фактов и серьезных аргументов, а на слово уже не верят.

В связи с этим изменился сам подход к школьнику. Директор сообщества подчеркивает, что сегодня недостаточно видеть в ребенке просто ученика - важно разглядеть полноценную личность. Современные дети требуют к себе равного отношения, понимания и уважения.

Школа. Учитель. Ученик.
unsplash.com

«В последней школе, где я работала, учились «неудобные» дети. Это те, у кого нет мотивации к учебе, есть прогулы и плохая успеваемость, поэтому школы отправляют их в это учреждение, - вспоминает Наталья Березина. - И представьте, что таких учеников — целый класс. Кажется, как с ними работать? А оказалось, что с ними общаться проще всего. Достаточно дать этим детям то, чего им так не хватает: любовь и внимание. Например, подходишь к ним, спрашиваешь: «А вот как в телефоне документ найти?» И они тут же раскрываются».

Однако учителям следует понимать, что уважение должно быть взаимным, а сотрудничество эффективным. «Я всегда говорила своим ученикам: «Для вас я готова сделать очень многое. А что вы готовы сделать для себя?» - рассказывает собеседница.

В случае, если общение с учеником выходит за рамки разумного, и школьник позволяет себе лишнее: оскорбления, физическое и моральное насилие, издевательства, то в декабре 2023 года в закон «Об образовании» В частности, у педагогов, наконец, на уровне закона появилось право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления личности.

Школа. Учитель. Ученики.
unsplash.com

Болеет душой и «сгорает»

Второй критерий, который «усложняет» жизнь учителей, это излишняя ответственность и неравнодушие, по мнению Натальи Березиной:

«Посмотрите на учителя, которому важно только отработать рабочий день и уйти домой. Зачастую он неплохо себя чувствует и может спокойно работать больше 10 лет. А теперь на учителя, который буквально болеет душой за учеников — он же ведь практически не щадит себя и сгорает, как спичка».

Психолог психиатрической больницы им. Эрдмана Анастасия Тюрина сообщает: ненормально, когда рабочие задачи и переживания все чаще кочуют с рабочего места домой.

Депрессия.
СС0

Человек «варится» в стрессовой ситуации постоянно, практически не отдыхая. Работа и жизнь смешиваются воедино. Из-за этого у педагога начинают страдать физическое и психическое состояния, наступает выгорание и профдеформация. А это, по мнению Натальи Березиной, страшнее всего.

Характерным признаком профессионального выгорания можно считать естественное желание избегать работы, как чего-то неприятного. Человек часто опаздывает, делает перерывы и максимально откладывает выполнение задач. Из-за этого проблем на работе может появиться еще больше, что только усилит стресс.

Неочевидными симптомами считаются:

  • ухудшение концентрации;
  • постоянная усталость, от которой не спасает хороший сон и отдых на выходных;
  • нет ощущения пользы от проделанной работы;
  • раздражительность,
  • ухудшение аппетита, злоупотребление вредными привычками,
  • проблемы со здоровьем.

Подробнее о том, как распознать выгорание и научиться его предупреждать, Анастасия Тюрина рассказала

Работа. Ежедневник.
СС0

Вновь стать ребенком

По мнению Натальи Березиной, полностью победить выгорание нельзя, ведь это - циклический процесс. За учебный год у педагога накапливается усталость, стресс от многочисленных годовых контрольных и тем более экзаменов.

Перезапустить цикл может помочь здоровый отдых. Не зря отпуск у учителей длится дольше обычного — от 42 до 56 дней. Важно в это время полностью отвлечься от работы и найти новые ресурсы для восполнения сил: путешествия, общение с близкими, новые знакомства, увлечения и хобби.

Директор всероссийского сообщества считает, что учителям важно перестать постоянно спешить и уметь вовремя остановиться:

«Была у меня показательная история. Опаздывала в школу и буквально бежала туда. Я так торопилась, что не заметила, как нога попала в люк, и я провалилась. В итоге сломала руку и в школу не приходила еще несколько месяцев. Тогда я и подумала: «Лучше бы я опоздала, но провела урок, чем выпала из жизни на долгое время».

Также учителям нужно порой позволить себе быть безответственным, считает собеседница. «Иногда важно расслабиться и вновь почувствовать себя ребенком, а еще немного подурачиться. Чем дольше педагогу удается сохранить в себе ощущение радости, тем больше ему удастся оттянуть выгорание».