Роковой рейс 1047. 20 лет назад смертница взорвала самолет, на котором были барнаульские бортпроводники

август 24, 2024

Надломленное крыло падающего самолета. Черный осколок рассекает крыло на две половины — разделяет два мира. Из разлома просачивается темнота. Цифры “2004” — траурного цвета. Ниже — табличка: “Бортпроводникам авиакомпании “Сибирь”, трагически погибшим в авиакатастрофе 24.08.2004 г. при взрыве самолета террористами”.

Небо. Облака.
СС0

Это мемориал на Власихинском кладбище Барнаула у могил барнаульских бортпроводников.

Посмотреть фотогалерею на сайте.

24 августа — 20 лет со дня того рокового рейса.

В тот день в небе над Россией практически одновременно взорвались два лайнера — Ту-134А-3 авиакомпаний «Волга-Авиаэкспресс» и Ту-154Б-2 «Сибири».

В Ту-154, летевшем в Сочи из московского аэропорта "Домодедово", пассажиров обслуживали четверо барнаульских бортпроводников — Марина Худеева, Ольга Быковская, Яна Тарсукова и Сергей Иванов.

Подрыв смертницы

На пропавшем в Ростовской области Ту-154 сработала сигнализация о захвате самолета. После чего лайнер исчез с экранов радаров. Позднее авиакомпания "Сибирь" официально подтвердила наличие сигнала о захвате самолета Ту-154.

Смертница взорвала себя на борту.

Погибли все, кто находился на борту самолета — 46 человек, из них 8 — члены экипажа.

За пять часов до рейса 1047

В тот день — 24 августа — в Москве находились барнаульские бригады бортпроводников.

«Я видела их всех за пять часов до трагедии, наша бригада выполняла такой же рейс ровно за сутки до этого…» — вспоминала в 2004 году Лариса Маркова, бортпроводница авиакомпании «Сибирь», "Свободный курс".

Лариса жила в одной комнате с Мариной Худеевой.За несколько часов до трагедии девчонки-бортпроводницы как ни в чем не бывало обсуждали полеты в Сочи.

«Вечером, когда я собирала чемоданы, чтобы лететь домой, Марина лежала рядом с нами на кровати, — вспоминала Лариса Маркова. — Мы обсуждали, кто что купил в Сочи. Многие понабрали тамошнего сыра, чурчхелу. Марина еще поинтересовалась: «Зачем вы ее так много набираете?» Мы говорим: «Ведь все просят — мама, друзья». Марина сказала: «Да, у меня дети ее очень любят. Сегодня мы тоже всего накупим, в море накупаемся…»

Никто в это время не знал, что до Сочи эта бригада так и не долетит.

Перед тем как попрощаться с Ларисой, Марина вдруг сказала: «Вот вроде бы и рейс хороший — в Сочи, мне бы радоваться, а что-то особо не хочется туда лететь».

Яне Тарсуковой, еще одной погибшей бортпроводнице, было 30 лет. Ей еще и 20 не было, когда она бортпроводником устроилась.

"Она была очень яркой, позитивной девчонкой. Янка — всегда с улыбкой на лице. У нее было много поклонников. Но мне кажется, что уже в 10-11 классах она мечтала только о полетах", — вспоминал одноклассник Яны.

Сергею Иванову было 37 лет, у него остались двое детей. Бригадир бортпроводников Ольга Быковская была очень требовательной. На то и бригадир.

Но долететь до аэропорта Адлер помешал самоподрыв смертницы.

Сняли с рейса

На следующий день в планах на тот же рейс Москва — Сочи была барнаульская бригада, но стюардов сняли с рейса — чтобы бортпроводники не испытали лишний стресс.

"Как вспомню, что я всех их буквально за пять часов до трагедии видела, просто не верится», — рассказывала в августе 2004-го Лариса Маркова.

Сердце щемило

В 2004 году 30 августа в барнаульском аэропорту собралось несколько тысяч человек — попрощаться с четырьмя барнаульскими бортпроводниками рейса 1047 Москва — Сочи, погибшими 24 августа. Приехавшие на траурную церемонию, тихо плакали... Барнаульцы медленно проходили мимо портретов земляков сплошной траурной очередью...

Церемония прощания с бортпроводниками в барнаульском аэропорту, 2004 год.
Архив altapress.ru

Огромное небо

У авиаторов есть пословица — "Летчики не умирают. Они улетают и не возвращаются".

Небо пухом всем летевшим 24 августа 2004 года на Ту-154, рейс №1047. И — светлая память погибшим в авиакатастрофах.

Самолет в небе.
Михаил Хаустов